На деле все ограничилось лаконичными призывами: «Это, конечно, дело компаний, но если компания получает господдержку или если она является государственной с точки зрения собственности, то есть принадлежит государству — полностью или в значительной части, — я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители должны самоограничиться.

Даже если уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций, нужно эти решения поменять». Такие слова Дмитрий Медведев произнес на встрече глав государств саммита G-20. Председатель Правительства Владимир Путин также солидарен с президентом. Он ранее настаивал на том, что те деньги, что получили нефтяные компании в результате налоговых послаблений, должны быть «вложены в производственный процесс, а не потрачены на бонусы».

Более того, на саммите в Лондоне сошлись во мнении президенты США и России. Обама и Медведев поддержали инициативу контроля выплаты бонусов руководителям банков. Незамедлительно последовали и первые шаги: Минфин и Минэкономразвития России принялись за проработку программы сокращения вознаграждений на период кризиса топ-менеджерам госкомпаний, госбанков, а также частных структур, получающих помощь из бюджета.

Разговоры о сладкой жизни руководителей корпораций, особенно банкиров, велись с самого начала кризиса. Еще осенью прошлого года в столице Великобритании прошла демонстрация противников огромных вознаграждений с призывами «Остановим жадность банкиров». В США подсчеты годовых премий топ-менеджеров стали национальной идеей. В России пока обходилось без громких «вылазок» в кошельки банковских работников.

Однако почему провинились именно банкиры? По распространенной версии, одна из причин глобального кризиса — неправильная мотивация работников этой сферы. В банковском мире поощрялись только краткосрочные результаты: завоевание доли рынка, увеличение кредитного портфеля, обеспечение высокой прибыльности. Рискованность операций и качество ссудного портфеля чаще всего оставались за пределами целевых ориентиров. Менеджерам платили за сегодняшний результат, решение завтрашних проблем «плохих» долгов в состав премиальных показателей не входило.

Яркий пример таких безответственных приоритетов показан в киноленте «Всегда говори «да». Главный герой, в исполнении Джима Кэрри, продвинулся по карьерной лестнице, только когда вместо штампа «отказать» стал без разбора ставить «одобрено» на кредитных договорах. В фильме история имела счастливый конец, в жизни — безотказные банкиры довели банковский мир до катастрофы.

Но на банках осуждение жадных менеджеров не закончилось, свою порцию критики получили руководители, рисковавшие деньгами страховых и пенсионных накоплений. За ними по собственному желанию признались в чрезмерных вознаграждениях топ-менеджеры американских автогигантов. В обмен на господдержку они согласились работать за годовое вознаграждение в 1$.

По той же тропе пошли и российские менеджеры. Только инициатива скромных зарплат исходит от российских чиновников.

Худший сценарий заключается в том, что в итоге без премий (ежемесячных, квартальных или годовых) останутся обычные работники или руководители филиалов банков. Топ-менеджеры лишь ограничатся громкими заявлениями о сокращении премиального фонда. Чтобы лишить себя лакомого кусочка, нужна крепкая сила воли и достаточная нематериальная мотивация.

Но нет худа без добра. Бонусы действительно приобрели статус «гарантированных» во многих, и не только банковских, структурах. Пересмотр системы мотивации, как топ-руководства, так и обычных служащих, может быть полезен для достижения долгосрочных целей. Примером продуманной политики вознаграждений можно считать систему премирования в банке «Ренессанс». Здесь сотрудники получали часть вознаграждения акциями банка, реализовать которые могли только через несколько лет. Поэтому менеджерам было выгодно принимать решения с учетом долгосрочной перспективы.

Из неофициальных разговоров работников амурских банков пока можно судить о том, что лишь в некоторых из них уже сообщили об урезании премиального фонда. Однако и сами работники банковских структур, без указаний государственных деятелей, отлично понимают свои зарплатные перспективы. В кризисное время обеспечить выполнение плана многим банкирам не удастся, потому о 13-й зарплате придется забыть.

Возрастная категория материалов: 18+