Предприимчивая гражданка сумела обобрать более 100 своих земляков. Когда кредит доверия перевалил за 10 миллионов рублей, аферистка пустилась в бега. 38 пострадавших обратились в редакцию «АП».

Система оболванивания

Схема быстрой наживы индивидуального предпринимателя из села Овсянка Зейского района Натальи Шульга проста как мир: товар — деньги — обман. Она и начинала свой промышленно-продуктовый бизнес, не имея за душой ни копейки. Зато природа наградила женщину расчетливым умом, циничным сердцем и особым даром убеждения. Став хозяйкой трех сельских магазинов, своих продавцов и подсобных работников дама не оформляла, а небольшую зар-плату старалась выплачивать продуктами. Все бы ничего, да вот только в прямые обязанности персонала входило добровольно-принудительное кредитование владелицы.

— Мы как будто должны ей были, — разводит руками бывший продавец Елена Богушева. — Шульга подойдет к нам и начинает жалобно просить: мол, я сейчас в очень трудном положении, выручите, оформив в банке кредит на вот эту сумму. Где-то слезами умывалась, а где-то и грозила: мол, не поможешь, больше работать здесь не будешь. А где лучше место найдешь — в селе-то безработица. Мне до пенсии несколько лет осталось, вот хотелось немного разжиться. Видимо, она обладала даром убеждения, умела втереться в доверие, пообещав человеку золотые горы по оплате кредитов и возврату наличных. Я сама стояла за прилавком и видела, что особый доход магазин не приносил, а товарооборот с каждым месяцем падал. Муж и старший сын владелицы нигде не работали, младший учился в Благовещенске, вся семья жила на широкую ногу. Тем не менее я в очередной раз спешила в банк, чтобы взять для хозяйки очередной заем.

В итоге в Зее в разных банках семья Богашевых — сама женщина, ее муж и дочь — взяла на себя кредит в 320 тысяч рублей. Теперь ежемесячно они выплачивают 31 тысячу 900 рублей.

Нажилась на беде

Кредитная игла требовала все новых вливаний, подчиненные уже не могли удовлетворить потребностей, и тогда Наталья Шульга пошла по знакомым. Доверчивые земляки жалели «бедняжку» и добровольно расставались с деньгами. Райское время наступило для мошенницы, когда пострадавшим от наводнения жителям Овсянки начали давать материальную помощь и жилищные сертификаты, которые можно было обналичивать. Как только семье присылали «денежный» документ, тут же на пороге появлялась аферистка.

Уникальным способностям простой деревенской женщины подивился и один из банковских управляющих, которого мошенница умудрилась «кинуть» на два миллиона.

— Дело доходило до того, что Шульга звонила в банк, узнавала сумму, которую они смогут дать тому или иному клиенту, — вспоминает еще одна жертва махинаций Наталья Борисенко. — Она самостоятельно оформляла документы и, заехав на такси за очередным заемщиком, отправлялась с ним в банк. У нее была сообщница — бухгалтер, владелица одной зейской фирмы. Мы ведь были не оформлены, а нам ставили зарплату от 10 до 17 тысяч, на деле же мы получали не больше пяти, да и то продуктами. Мошенница при мне звонила своей подельнице и просила выписать необходимую справку. Как так получилось, что я добровольно шла в разные банки, не знаю. В голове вертелось: «Не надо», а ноги сами шли туда, куда она велела. Не понимаю, куда смотрели сотрудники банка, когда выдавали кредит? Ни у кого не возник вопрос, что в деревне у одного частного предпринимателя официально трудится 100 человек. Назовите хоть одно большое предприятие в нашей глубинке?

В ночь на 14 декабря женщина сбежала, предварительно продав свою квартиру. Местные говорят, что она на такси уехала в Тыгду и села в поезд. Дальше следы мошенницы теряются.

— Мы знаем, где она находится, — в унисон заверяют обобранные до нитки овсянковцы.

— Аферистка сбежала в Тюменскую область и может проживать в Тюмени или Нижневартовске. Там живут ее родственники, один из которых депутат городской Думы. У нас есть все фамилии, адреса и телефоны. Шульга и ее сын не раз звонили по сотовому телефону, угрожали нам и нашим детям, заявив, что однажды они не придут домой.

При этом все заемщики получили предупреждения из банков, что в случае уклонения от выплат они будут привлечены к уголовной статье за мошенничество. Поэтому каждый месяц выплачивают огромные проценты. А еще до обманутых «вкладчиков» докатились слухи, что в Сибири землячка действует по старой «кредитной» схеме.

В деле отказать

За помощью овсянковцы обратились в районный отдел по борьбе с организованной преступностью, однако там в возбуждении уголовного дела отказали — в связи с отсутствием состава преступления. Как объяснили следователи, они не могут взять объяснение у обманщицы, а без этого невозможно возбудить уголовное дело и объявить ее в розыск.

Тогда обманутые жители написали заявление в областную прокуратуру, и сейчас этим делом занимается районная прокуратура.

— Это самое крупное в истории нашего района преступление с кредитными махинациями, — подчеркнул прокурор Зейского района Дмитрий Лисниченко. — До этого бывали один-два случая, но чтобы афера приобрела такой размах! Поэтому эту ситуацию мы держим на особом контроле: уголовное дело возбуждено, ведется расследование. Пока о каких-то действиях рано говорить, сейчас идет следственно-оперативная работа. Дело очень объемное, сложное, поэтому процесс будет длительным. Самая главная проблема в том, что подозреваемая находится в бегах.

До суда доходят не все

В 2007 году в областном и районных судах было рассмотрено 250 уголовных дел по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Осуждено 148 человек, среди них 34 женщины и 13 несовершеннолетних. В 2008 году из 241 обвиняемого приговор был вынесен 129 аферистам. Реальные сроки получили 47 женщин и один несовершеннолетний. Большинство осужденных мошенников, орудующих в области, люди в возрасте от 30 до 49 лет.

Возрастная категория материалов: 18+