Людей уже напугали так, что они не хотят держать коров, потому что нет никакой выгоды.Людей уже напугали так, что они не хотят держать коров, потому что нет никакой выгоды.

Если молоко продолжит дешеветь, солнечнинцы будут вынуждены сдать буренок на мясо. В сложившейся ситуации на примере одного подсобного хозяйства разбирался корреспондент «АП».

В ста метрах от трассы Белогорск — Благовещенск расположилось село Солнечное, центр Приозерного сельсовета. Вдоль центральной улицы стоят красивые двухэтажные коттеджи, в самом поселке чисто и уютно.

В советское время расположенный здесь совхоз «Приозерный» специализировался на выращивании телок, семеноводстве многолетних трав и производстве молока. Наверное, поэтому сейчас почти в каждом из двух сотен дворов Солнечного есть по несколько пеструх.

Шесть коров Правдиных

В стайке у семьи Правдиных размеренно жуют сено восемь представителей коровьего рода — шесть буренок, бык и теленок. Большая и красивая корова Малышка живет на подворье уже 12 лет. Из всех животных Малышка — самая любопытная: подходит к нам, обнюхивает. Кроме нее, в загоне расположились Белка, Кнопа, Беляна, Чарка и Тела. В сарае, изолированный от «женского» общества, томится бычок.

Минувшей осенью Правдины взяли в банке кредит на развитие личного подсобного хозяйства и за 100 тысяч заемных рублей купили у местного фермера рулонный пресс-подборщик. «Рулонник» должен был стать серьезным подспорьем в хозяйстве и значительно снизить издержки на содержание скота.

— На каждую корову в год нужно заготовить примерно 15 рулонов сена. На рынке каждый из них стоит больше тысячи рублей. Несложно посчитать, во сколько выльется содержание восьми голов скота на протяжении зимы. А еще ведь нужно приобрести солому.

Так что «рулонник» — вещь очень полезная, потому что покупать сено очень накладно, — рассказывает об экономике хозяйства глава семьи Игорь Правдин.

Кроме пресса, Правдины вложились в обновление породы — прикупили пару голов скота — и обзавелись подержанным трактором. Однако все планы на развитие крепкого хозяйства начали рушиться в конце минувшего года, когда закупочные цены на молоко в селе рухнули почти на треть.

— Еще в конце лета частники приезжали и покупали молоко по 15 рублей. Мы и кредит брали в расчете на эту цену. А осенью молоко вдруг подешевело до 10 рублей, и с тех пор не дорожало. Если летом мы в неделю получали за молоко около 4 тысяч рублей, то осенью денег стало ощутимо меньше, — сетует Оксана Правдина.

«Многие уже режут коров»

— Молоко в селе у нас принимают три предпринимателя. Раньше оно стоило больше 12 рублей — кто-то чуть-чуть поднимал цену, кто-то опускал. А примерно в ноябре все вдруг стали принимать по 10, — вспоминает глава села Любовь Ралько. — Теперь обещают, что цена вновь упадет, с мая — еще на 50 копеек.

Падение цены на молоко привело к печальным последствиям — в деревне стали потихоньку резать коров. Аналогичная ситуация, по словам солнечнинцев, сложилась и в соседних селах.

— Людей уже напугали так, что они не хотят держать коров, потому что нет никакой выгоды, — признаются селяне. — Тем более сейчас начинается сезон прививок, потом животные выйдут на пастьбу, а это тоже затраты.

Работать в Солнечном практически негде. Основные источники занятости в селе — школа, отапливающая ее кочегарка, пара магазинов, сельсовет и сезонные работы у фермеров. Большинству селян живые деньги в семейный бюджет приносили как раз коровы.

После известия о грядущем снижении цен о будущем хозяйства задумались и Правдины. Перспективы перестройки сарая, покупки нового скота теперь под вопросом. Остается надеяться на хорошую погоду и ждать, что в этом году будет хороший травостой и удастся заготовить корма. Тогда купленная в кредит техника, возможно, окупит себя.

— У нас в селе многие брали кредиты на развитие личных подсобных хозяйств. Большинство населения постоянно нигде не занято и живет за счет доходов от подворья. Люди говорят, что доходы от продажи молока уже не оправдывают содержание скота, — рассказывают в сельсовете.

— Все упирается в цену. Когда мы брали кредит, то рассчитывали, что будем продавать молоко не меньше чем по15 рублей за литр. В нынешних условиях кредит мы бы, наверное, уже не брали, потому что вопрос о развитии сейчас не стоит. В деревне уже многие режут коров, кто-то собирается бастовать. Забивать скот, конечно, жалко — к ним ведь привыкаешь. Но с такой ценой смысла держать много скота нет, больше канители, — признается Игорь Правдин.

— Сейчас будем смотреть, что произойдет с ценой на молоко. Поднимется — будем думать о развитии, а с 10 рублями ни о каком развитии мыслей нет, — грустно замечает Оксана Николаевна.

Цифры

35,9 процента рост объемов закупленного у населения молока в 2008 году

Возрастная категория материалов: 18+