Драга № 219 будет работать в открытом заливе Зейского водохранилища. На нее — все надежды прииска.Драга № 219 будет работать в открытом заливе Зейского водохранилища. На нее — все надежды прииска.

Смена собственника

Еще 15 лет назад прииск «Дамбуки» был одним из ведущих предприятий по добыче россыпного золота в Зейском районе. Объемы добычи драгоценного металла достигали трех тон: развивалось предприятие, а вместе с ним и поселок Береговой. Но последние годы предприятие сдало позиции: от сезона к сезону добыча снижалась, закрывались драги, и уже в 2008 году при плане 500 добыли всего 195 килограммов золота.

Заложниками ситуации оказались сотрудники прииска. Многомесячная задержка авансов и заработной платы вынудила их выступить с акциями протеста и даже несколько раз приостанавливать работу. Итоги сезона из-за отсутствия запасных частей и горючего не оправдали надежд, а добытое золото не покрыло многомиллионные кредиты. За предприятием остался долг по заработной плате.

— По итогам промывочного сезона я получила 15 тысяч рублей, — рассказывает повар драги № 219 Татьяна Андросик, много лет проработавшая на прииске. — муж и сын, которые тоже работают на драге, зимой заготавливали дрова, чтобы как-то прокормиться. Спасало еще то, что я получаю пенсию по инвалидности, которую мы отдавали за квартиру. А переехать куда-то нет возможности, потому что на это нужны средства.

Прежний руководитель предприятия Виктор Тарасов осенью принял решение продать пакет акций прииска, владельцем которого стала «Русская горнорудная компания» (г. Москва). В ее активах числятся акции Химпромресурсов, Ярославского горно-обогатительного комбината, имеются лицензии на разработку полиметаллов, угля.

— По решению акционеров в целях оптимизации производства нам пришлось сократить около 150 человек. Сейчас началось финансирование, завозим запчасти для ремонта драг, гасим задолженность по заработной плате, — рассказывает и. о. генерального директора ОАО «Прииск Дамбуки» Геннадий Пестерников.

Долги наши тяжкие

В этом году производство сокращено примерно на 35 процентов: из пяти ранее действующих драг будет работать только три и один участок раздельной добычи золота, которых еще в прошлом году было два. Геннадий Алексеевич считает, что из запланированных 470 килограммов золота прииск сможет «взять» лишь половину по ряду объективных причин. Картина, конечно, не очень радостная, но у коллектива появилась хоть какая-то надежда.

— Надо постараться вылезти из долгов, которые перевалили за десятки миллионов, — отмечает Геннадий Пестерников, — два года назад прииск брал кредит. Но средства бывший генеральный директор использовал на погашение долгов своих старательских артелей. Прииск заплатил по чужим долгам около 90 миллионов рублей. Причем это происходило последние семь-восемь лет: сколько бы прииск ни намывал золота, даже 800 килограммов, в конце года итоги работы сводились к нулям. А в последние два года мы не смогли выплатить набранные кредиты. Но банк в этих делах разбираться не будет, поэтому мы остались без финансирования.

Вот уже 16 лет в прииске не обновлялся парк тяжелой техники, которая находится в эксплуатации более 20 лет, хотя зарабатываемых средств на это бы вполне хватило. Как и на достойную зарплату.

Нынешнее руководство пытается преодолеть кризис. Ремонт драг и техники начат в феврале. Одна из них уже весной приступит к работе в акватории водохранилища близ поселка Береговой.

— Плановый ремонт идет с небольшим отставанием, — рассказывает начальник драги № 219 Анатолий Фетисов, — не хватает средств, запасных частей. На работу влияет и нервозное настроение коллектива. Конечно, в открытом заливе работать будет сложно, но содержание золота здесь неплохое, постараемся намыть килограммов 65, затем переплавимся на Могот. Все будет зависеть от уреза воды в водохранилище. Если отметка превысит 315 метров и начнутся шторма, а они бывают свирепые, плодотворной работы может не получиться. Но я оптимист и понимаю, что наша драга — надежда прииска.

Если не возникнет непредвиденных обстоятельств, то уже в конце апреля драга приступит к работе.

— Это реальные планы, — считает Геннадий Пестерников, — еще бы немного денег. Правительство области заявило о том, что будет помогать золотодобывающим предприятиям, но мы это пока никак на себе не почувствовали. Не коллектив виноват в случившемся, а его бывшее руководство, к кризису мы шли долго и целенаправленно, но к людям не прислушивались. Несмотря ни на что, сложившуюся ситуацию надо «разруливать», сидеть сложа руки мы не собираемся.

Туманное будущее

Поселок Береговой живет только благодаря прииску «Дамбуки», поэтому сложная ситуация на предприятии повлияла и на жизнь поселка. Проблема одна, говорят в Береговском сельсовете, — сокращение рабочих мест на прииске. По этой причине на один миллион рублей уменьшились доходы в местный бюджет от подоходного налога. Чтобы прокормить семьи, опытные специалисты уходят в другие организации и работают вахтовым методом. Приисковая зарплата за прошлый сезон многих поставила на грань нищеты: в течение сезона люди получали авансы от 2 до 3 тысяч, в редких случаях — 5 тысяч рублей. А по итогам года некоторые вовсе остались должны предприятию.

— Понимая всю сложность положения прииска, рассчитывать на его поддержку не приходится, — говорит глава Береговского сельсовета Оксана Мочалова, — социальными проблемами он заниматься не будет. Закрыт приисковый магазин, не так давно сгорела хлебопекарня, принадлежащая предприятию, поэтому хлеб пришлось возить из Зеи. А так как приисковая пекарня восстанавливаться не будет, теперь производством хлеба займется частный предприниматель.

Еще одна наболевшая проблема — задолженность за топливо и электроэнергию. Дотации из области поступают с опозданием, поэтому тепло- и энергоснабжающие организации грозят отключениями или ограничениями до погашения долга.

В Береговом сегодня проживает 2065 человек. Почти все семьи живут в благоустроенных квартирах, поэтому руководство поселка озабочено созданием ТСЖ. Это позволит войти в федеральную программу и получить средства на ремонт жилищного фонда и теплотрасс. Есть надежда, что в этом году 5-процентный рубеж будет преодолен, как того требует закон. Уже подготовлена вся документация, и не исключено, что в следующем году начнут поступать первые деньги. А вот о ремонте больницы, которая расположена в ветхом здании, приходится только мечтать. В администрации Зейского района обещают начать работы только тогда, когда завершится ремонт в Овсянковской больнице, затянувшийся на долгие годы. В тяжелом положении и школа — половина здания, в том числе столовая и спортзал, не эксплуатируется из-за трещины.

Перспектива Кировского

В состав Береговского сельсовета входит поселок Кировский, который расположен в 80 километрах. Там сейчас проживает 51 человек. Его жизнь также зависела от стабильной работы прииска, но из-за кризиса производства этот поселок остался без магазина и питьевой воды. Лишь недавно сельсовет организовал подвозку продуктов и воды.

Впрочем, жителям Кировского предлагают переселиться в Береговой, где имеются свободные квартиры. Две семьи согласились на переезд, остальные отказались. Этот вопрос пыталась не раз решить и районная администрация. Но люди хотят переехать в поселки, которые находятся рядом с райцентром, а там свободного жилья нет. Хотя у главы Береговского сельсовета на этот счет свое мнение.

— Наверное, пока не стоит закрывать Кировский, — считает Оксана Мочалова, — ведь до кризиса была перспектива, что жизнь там возродится. Неподалеку от поселка вели разведку полезных ископаемых подрядные организации «Норильского никеля». И мы рассчитывали, что если результаты будут положительные, то в следующем году там начнется строительство горно-обогатительного комбината. Есть надежда, что как только экономическая ситуация в стране выправится, геолого-разведочные работы продолжатся. В этом же районе ведет поиск рудного золота предприятие «Золотая Гора».

Тем временем, если администрация Зейского района не решит проблему, скоро Береговой и Кировский могут оказаться отрезанными от райцентра. Прииск «Дамбуки» в этом году снял с себя обязательства по содержанию дороги от Берегового до Золотой Горы. Однако паром через Гилюй остался в собственности предприятия. Каким образом в районе будут выходить из этой ситуации, пока неясно, впрочем, и на прииске, наверное, понимают, что паромная переправа — это единственная связь поселков с «большой землей».

Народные деньги — в Москву

Главам поселений в этом году придется нелегко. Практически везде, где работали хоть какие-то предприятия, поступления в бюджет значительно снизились из-за приостановки работ и сокращения кадров. В таких условиях выживать трудно.

— На глав поселений свалили кучу полномочий, но не обеспечили финансированием, — говорит глава Берегового, — то есть мы должны делать все — от ремонта дорог до отопления. Но для этого нужны свои средства — и на завоз топлива, и на содержание ЖКХ. Но таких денег нет. Например, в этом году у нас своих доходов будет всего порядка 1,9 миллиона рублей. И если бы не помощь из области и района, то о чем вообще можно говорить? На нашей земле пользуются недрами, водой, лесом, а все доходы уходят в Москву, а у нас не остается ни одного налога от этих видов деятельности. Во многих поселках Зейского района нет даже сельхозугодий, чтобы иметь хотя бы этот доход. То есть, по сути, мы остаемся ни с чем. И с тех крох, что у нас есть, пытаемся выкроить на свои полномочия. Разве это справедливо?

Возрастная категория материалов: 18+