Начнем с того, что новость о пересмотре ставки рефинансирования не стала неожиданностью. Предварительно была проведена целая кампания, сигнализировавшая игрокам рынка о готовящемся послаблении в процентной политике. Не раз заявлял о возможности снижения ставки рефинансирования президент страны. Незадолго до принятия решения первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, выступая перед представителями крупного бизнеса, намекнул о скорейшем пересмотре ставок. В начале прошлой недели Владимир Путин внес свой вклад, обратившись к Центробанку с просьбой ускорить рассмотрение жизненно важного для бизнес-сообщества вопроса.

Банк России не стал томить заинтересованных лиц в ожидании. Снизили и ставку рефинансирования, и ставки по другим инструментам денежно-кредитной политики.

Поводов для оптимизма прибавилось, хотя менее всех почувствует эффект от такого «громкого» шага население. Для физических лиц снижение ставки Центробанка по идее должно приводить к некоторому уменьшению ставок как по кредитам, так и по вкладам. На деле изменение размера учетной ставки ЦБ РФ носит больше показательный характер. Как заметил председатель правления ВТБ Андрей Костин, снижение ставки Банком России на 0,5% пункта не является значительным, однако «важен тренд». Этим решением главный банк страны определил тот путь, по которому движется экономика страны, а именно: замедляются темпы инфляции в стране, стабилизируется курс рубля. Да и размер снижения на 0,5% (как говорят финансисты, «на полпункта») показывает глубину зародившихся положительных тенденций (направлений): пока они не столь значительны. Иначе бы Центробанк пошел на более кардинальное снижение по ставке рефинансирования.

Со стороны банковского сообщества эти полпункта вниз также не получили должных оваций. Высказывания банкиров в СМИ по поводу принятого решения регулятора были немногочисленными и осторожными. И этому есть объяснение.

Теперь оправдания некоторым «жадным» банкирам не сыскать. Давление на частные банки со стороны чиновников только возрастет. У государственных деятелей и бизнесменов появился «весомый» аргумент требовать от кредитных организаций снижения цен на выдаваемые взаймы средства. Мол, Банк России снизил свою ставку для вас, извольте аналогичным образом поступить и по отношению к вашим клиентам.

Однако стоит отметить, что инструмент рефинансирования, т. е. заимствования банками денег у Центробанка, работает в России не в полную силу. Для банкиров снижение ставки рефинансирования не означает полноценное удешевление денег в стране. Да и кредитные риски от этого не снижаются. Пока деньги остаются дорогими именно из-за слишком дорогой премии за риск.

Кстати, вместе со снижением ставок Центробанк принял и другое, менее заметное для широкой публики решение об увеличении норм резервирования. Что фактически означает увеличение издержек для банков. С мая банкирам придется отчислять больше средств в резервы при выдаче ссуд. С мая по август норматив обязательных резервов вырастет с 0,5% до 2,5% от обязательств банков. Таким образом, Банк России пытается ограничить избыточную ликвидность в банковском секторе. Эффект от снижения ставки рефинансирования на 0,5% «перекроется» грядущим пятикратным ростом обязательных резервов банков.

И все же благоприятный настрой сохраняется. Хоть и на полшага вперед, но главный банк страны определил движение нашей экономики навстречу к возрождению рынка, к снижению инфляции, к стабилизации курса рубля.

Возрастная категория материалов: 18+