ВСТО строится для транспортировки углеводородов на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региоВСТО строится для транспортировки углеводородов на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского регио

Кто завяжет галстук

Амурским журналистам повезло гораздо больше, чем их коллегам из центральных СМИ: они ехали из Благовещенска в Сковородино 12 часов, зато прибыли на место сварки за три часа до главных действующих лиц. Хотя было немало сомнений в том, что доехать получится до нужного места — никто из контактировавших со СМИ представителей сковородинской районной администрации попросту не знал, где оно находится. Осмотрев издалека и под пристальным наблюдением нефтяников строящуюся нефтеперекачивающую станцию № 21, телевизионщики попытались взять интервью у строителей.

— Не надо этого делать, — объяснил им в тени автобуса ответственный за СМИ. — Вся территория под видеонаблюдением, и за несанкционированное интервью им может быть неприятный сюрприз в виде лишения премии.

Из неофициального общения стало ясно, что, пожалуй, главными вопросами большинства рабочих были: «Где почистить туфли?» и «Кто завяжет галстук?» Из-за визита высоких гостей здесь ввели своеобразный дресс-код, и хотя даже кирзовые сапоги на стройке долго не выдерживают, многим сотрудникам пришлось облачиться в более строгую обувь.

На «первый шов» «китайской трубы» ожидали вице-премьера Правительства РФ Игоря Сечина и губернатора Приамурья Олега Кожемяко, руководителей федеральных и региональных министерств и ведомств, президентов компаний «Транснефть» Николая Токарева и «Роснефть» Сергея Богданчикова, вице-президента «Китайской национальной нефтяной корпорации» (CNPC) Ван Дунцзиня.

VIP-вертолет приземлился неподалеку от сварочной площадки, и гостям тут же устроили краткую экскурсию. Представитель ООО «Центр управления проектом ВСТО» вооружился указкой и доложил о том, что именно строится неподалеку от Сковородина. И хотя споров относительно возможности строительства «китайской» трубы было немало, из речи докладчика следовало, что вопрос этот был изначально решенным. Из планов объектов можно было понять, что, несмотря на все политические споры, документы изначально предусматривали всю инфраструктуру для китайского маршрута.

Ознакомившись с картами и схемами, Игорь Сечин, Николай Токарев и Ван Дунцзинь по традиции перерезали красную ленточку, причем высокий китайский гость поинтересовался, можно ли забрать фрагмент ленты с собой. После краткой памятной фотосессии два наиболее опытных сварщика «Транснефти» взялись за электроды.

Первый шов

Практически всегда трубы сваривает автоматика, а люди лишь управляют ею, но первый шов — особенный. Тем более в присутствии высоких гостей. Ручная дуговая электросварка оставшейся части стыка труб заняла у рабочих минуту. После этого ко шву с измерительным инструментом подошел представитель Ростехнадзора. Измерив полученный результат, он доложил, что сварка соответствует необходимым стандартам. Под аплодисменты собравшихся сварщики получили от Игоря Сечина именные часы, а сам вице-премьер заявил просившим «попозировать» журналистам: «Сварщиков фотографируйте — они сегодня герои!» Затем в руке у вице-премьера появился белый маркер, и он начал расписываться на свежесваренной трубе вместе с другими гостями.

Пока президент компании «Роснефть» Сергей Богданчиков советовал «не падать» взобравшемуся на трубу фотографу, Игорь Сечин работал, как говорится, «за себя и за того парня». Точнее, даже за нескольких человек — кроме своей подписи, вице-премьер оставил и другие, не требующие пояснений: «В. В. Путин» и «Д. А. Медведев», а также «Вэн Цишань» (вице-премьер Госсовета КНР) и «Чжан Гобао» (заместитель председателя Госкомитета по делам развития и реформ КНР). Свою подпись на стальной «нитке» оставили губернатор Амурской области Олег Кожемяко, а также представители амурских СМИ.

На последовавшем торжественном митинге звучали высокие слова о важности этого грандиозного проекта.

— Близится ввод в эксплуатацию нефтепровода ВСТО, линейная его часть уже практически завершена, и мы уверены в том, что график будет соблюден, — заявил Игорь Сечин. — Его прокладка по территории области позволит обеспечить освоение новых месторождений, которые ранее были недоступны. Кроме того, когда в регион приходят такие солидные компании, как «Транснефть», всегда проще начинать новые крупные инвест-проекты, заключать взаимовыгодные договоренности.

Доказательством тому стали озвученные предложения губернатора Амурской области Олега Кожемяко к руководству «Транснефти» и «Роснефти» по их участию в строительстве топливозаправочного комплекса в аэропорту «Благовещенск», а также по обеспечению поставок высококачественного топлива.

Даешь окупаемость!

— Нефтепровод — это значимый проект для России, а для Амурской области тем более, — отметил Олег Кожемяко. — Это новые рабочие места, новая инфраструктура, дополнительные налоговые отчисления и особенно статус региона, оказывающего существенное влияние на геополитику. Кроме того, нефтепровод в Приамурье — это и увеличение загрузки для железнодорожных станций. В последнее время объем перевозок грузов с учетом снижения экспорта угля упал. Теперь ситуация изменится. Вообще, образно нефтепровод — это локомотив, который «потянет» за собой развитие других отраслей региональной экономики.

— Сегодня исторический момент, — поддержал выступивших Ван Дунцзинь. — Ответвление играет роль моста, который соединяет наши народы и государства.

Китайская сторона приступит к строительству 965-километровой ветки от пограничного города Мохэ до центра нефтеперерабатывающей промышленности КНР Дацина в середине мая. Окончание строительства намечено на осень будущего года, в те же сроки, что и участок «Сковородино — Джалинда». Глава «Роснефти» Сергей Богданчиков назвал стройку «крупнейшим проектом тысячелетия». Итогом митинга стало подписание Николаем Токаревым и Ван Дунцзинем акта о начале работ.

По плану в 2011 году российская нефть от Сковородина через Джалинду пойдет в Китай. Российский участок трубы заканчивается в двух километрах от российского берега Амура — переход трубы под рекой будет строить китайская сторона.

Затраты на строительство первой очереди ВСТО составят около 420 млрд. руб., из них линейная часть обошлась в 322 млрд. По словам Игоря Сечина, вторая очередь нефтепроводной системы будет заметно дешевле из-за меньшей протяженности и лучшего рельефа.

— Никаких сомнений в окупаемости проекта нет — ресурсов достаточно, — заявил вице-премьер. — 6 миллионов тонн — Талаканское месторождение, 9 — Верхняя Чона, Ванкорское будет давать до 25 миллионов тонн. Также в зоне работы нефтепровода есть ряд пока неосвоенных месторождений, работы на которых могут начаться в скором времени.

Цена вопроса

Строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) мощностью 80 миллионов тонн нефти в год по маршруту Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) — бухта Козьмино (Приморский край) началось в 2006 году. Предполагалось, что первая очередь трубопровода, от Тайшета до Сковородина, а также нефтеналивная бухта в Козьмино будут запущены в 2008 году, однако срок был сдвинут на конец 2009 года. Пока открытым остается вопрос о цене прокачки нефти по трубе. ВСТО строится для транспортировки углеводородов на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Общая длина первой очереди ВСТО — 2,6 тысячи километров, второй (которую еще не начали строить) — около 2 тысяч км. Бюджет по строительству первой очереди ВСТО составляет 390 миллиардов рублей.

Ветка в кредит

Ответвление от магистрального нефтепровода ВСТО до пограничного с Китаем поселка Джалинда имеет протяженность 63,8 километра, диаметр — 720 миллиметров, производительность — 15 миллионов тонн ежегодно. Нефтепровод до российско-китайской границы на Амуре планируют построить до осени 2010 года. Всего по ответвлению в Китай Россия намерена поставить в КНР 300 миллионов тонн уже частично оплаченной нефти. Соответствующее соглашение было подписано между российской компанией «Транснефть» и CNPC в феврале 2009 года в Пекине. 21 апреля в Пекине межправительственное соглашение о сотрудничестве в этой сфере сроком на 23 года подписали вице-премьеры двух стран — Ван Цышань и Игорь Сечин. Согласно документу, в силу вступают договоры о кредитах между «Роснефтью», «Транснефтью» и Банком развития Китая, который предоставит кредиты «Роснефти» на 15 миллиардов долларов и «Транснефти» — на 10 миллиардов долларов сроком на 20 лет. Российская сторона предоставляет на период в 20 лет право доступа к нефтепроводу для поставок нефти в КНР  «Транснефти» и  «Роснефти» в целях обеспечения возврата кредитных средств.

Возрастная категория материалов: 18+