«Обитаемый остров-2. схватка». ДК профсоюзов, ДОРА.«Обитаемый остров-2. схватка». ДК профсоюзов, ДОРА.

Думается, зрители уже поняли, что за зверь такой «Обитаемый остров», а потому вместо «яблоку негде упасть в зале на первом фильме» получилось «едва ли на треть народу набралось на вторую часть».

Пир продолжается

Стартует фильм очень неоднозначно и стремительно. Буквально за две минуты очень подробно пересказывается сюжет первой части. Тем самым режиссер злобно ухмыльнулся зрителям, ходившим и на первый фильм: мол, на таких, как вы, и делаются деньги, а умные сразу на второй фильм пришли. Продолжается ровно тем, чем закончилась первая часть. Макс и Гай, ускользнув от лап военных планеты Саракш, устремляются к Мутантам, которые, по мнению всезнающего 20-летнего студента Щукинского актерского училища Василия Степанова, должны помочь свергнуть правящую верхушку, состоящую из Неизвестных Отцов. Мутанты отказываются помочь, но взамен дают Максиму пластмассовый летающий корабль, на котором он и Гай преодолевают ядовитые местности, разбивают его в стиле «Титаник об айсберг» и терпят крушение. После чего они, пойманные солдатами, отправляются на войну. Это называется неожиданный сюжетный поворот.

Крик = актерская игра?

Как было отмечено выше, у Бондарчука уже не было времени исправить ошибки первой части. Но, по крайней мере, актеры у него в обойме остались те же самые. Такие подающие надежды звездочки, как Василий Степанов (Максим), Петр Федоров (Гай) и Юлия Снигирь (Рада). В первой части показалось, что им негде было развернуться, ведь там вся основная «сила» была в переложении легендарного романа братьев Стругацких на пленку, а именно — в повествовании. Действующие лица отходили на второй план. Во второй части, озаглавленной «Схватка», характеры героев прописаны до мелочей, вернее, должны были быть прописаны. Вместо этого Бондарчук проводит зрителю полноценную демонстрацию домашней ссоры, которая никогда не прекращается. Сложно понять, в чем актерский дар молодых ребят, которые абсолютно любую реплику превращают в громкие крики, разрывающие динамики, а заодно ушные раковины зрителей. Возможно, режиссер хотел, чтобы такими громкими голосами актеры вселяли уверенность, что все творящееся происходит на самом деле. Но, к сожалению, ничем, кроме грубых и неприятных воплей, диалоги не запомнились. Это уже минус сценаристу, который отличный первоисточник (естественно, в масштабах фантастического романа) превратил откровенно в глупость.

Книга Стругацких наполнена социальным пафосом, местами в ней отсутствует простая житейская логика, но сюжет оставляет большой простор для фантазии. Авторы адаптации (а это знаменитый переводчик «фильмов на кассетах» Эдуард Володарский, а также Марина и Сергей Дяченко) сделали сценарий на скорую руку. В фильме, в отличие от книги, нет никаких шифрованных посланий, истина проста — один в поле не воин. Ну и что-то вроде современного видения будущего мира, который каждый видел в кино уже не один десяток раз. Очень поверхностно воссоздан образ юного предводителя революции Каммерера. А ведь Стругацкие отнюдь не зря отвели данную функцию молодому парню, который едва начал жить. Не выглядит он героем народа, способного свергнуть с трона прежних королей. Босс Бондарчук решил, что обворожительной улыбки Степанова хватит. Как хватит и потрясающего тела Рады Гаал, вокруг которой, по сути, и строится политика действий главгероя Максима. В фильме Юлии Снигирь доверено произнести лишь несколько реплик, и это не считая того, что впервые в фильме с любовной линией отсутствует финальный поцелуй.

Отмена женского образа сыграла с создателями злую шутку —фильм выглядит еще более неотесанным и неподвижным. В свою очередь диалоги остальных героев выглядят еще более нелепыми, так как, кроме пары фраз сквозь сжатые губы, мы от них ничего не добьемся. Себе Бондарчук уделил массу внимания, видимо, рассчитывая на то, что сможет вытянуть фильм своей фирменной харизмой, но просчитался. И зритель от радости сжимает кулаки, глядя, как в очередной раз Умник корчится от боли под сирену сигнальной башни.

Выстрелы в воздух

За что ругали первый «Обитаемый остров», кроме невзрачной и угловатой игры актеров и слабого сценария? За визуальные эффекты, декорации и средства передвижения. В фильме «Обитаемый остров. Схватка» все приняло угрожающий оборот. Зрители шли на эти фильмы с целью узнать, на что потратили создатели рекордный, по российским меркам, бюджет почти в 37 млн. долларов. Ответ у них перед глазами: бюджет разделен на две части, стало быть, поделив его поровну между фильмами, ничего заоблачного мы не увидим. А сборов едва хватит, чтоб бюджет отбить. В фильме, названном «Схватка», как минимум должны присутствовать потрясающие эпические сцены. Должны, но не обязаны, решил Федор. Вся война между Выродками и Верховными Властителями сводится к гонке нескольких картонных танков, стреляющих в воздух импровизированными ракетами, в промежутках между которыми брызжущий слюной Гай Гаал повторяет сакраментальное: «Я умру за тебя».

37 миллионов явно не были потрачены на массовку, так как все, что видит зритель, это заранее сгоревший танк. Вот такие они — следы национальной войны сегодня. Ни мертвых тел, ни борющихся людей. Погибают лишь двое. Гай и Капитан, которого он пронзает флагом Федерации. Это должно вызвать патриотичный настрой, а также слезы у особо чувствительных зрителей, но этого почему-то нет. Зато есть спецэффекты, по уровню сравнимые с «Терминатором» Джеймса Кэмерона. Сравнение, может, и достойное, но не в соотношении фильмов 1984-го и 2009-го. Все нарисованное и построенное выглядит совсем не футуристически стильно и красиво, и это совсем не от того, что будущее вовсе и не обязано быть прекрасным. Такого краха визуального ряда не ожидал, наверное, и сам Бондарчук.

Можно, конечно, сказать, что у нас в России такого еще не было, что это все по-голливудски. Но воссоздавать Голливуд 80-х годов и делать это с серьезным лицом нынче немодно. А уж настолько явно копировать диалоги и драки из них — тем более. Финальная битва Странника и Каммерера превращается в клоунский фарс. Очень слабо прикрытая и очень слабо поставленная пародия на «Матрицу» достойна быть занесена в книгу антиуспехов российского кино всех времен. Истекающий кровью Макс кричит: «Массаракш, я забыл про передвижные башни», на что Странник отвечает: «Массаракш, кто ты такой?» Смешные донельзя и полные напряга лица совершенно не воссоздают стильную картинку «Матрицы», а так хотелось. Хотелось верить, что Россия научилась снимать фантастику, тратить большие деньги с умом, а также показать Голливуду, что и мы умеем делать шедевры. Однако желания мало, необходимо упорство, а также спрятать эго «Я Бондарчук, я король мира» куда-нибудь подальше, до лучших времен.

Мнения

Андрей (46 лет): «Я — большой поклонник Стругацких. Я был в ужасе от первого фильма, но решил, что Бондарчук — режиссер отличный и сможет во второй части изменить крен в лучшую сторону. Но получилось только хуже. Столько нелепостей я насчитал. Не книжных, о книге я забыл давно. Все нарисовано нереально, я понимаю, фантастика, но здесь все это выглядит воссозданным на компьютере середины прошлого века».

Инна (27 лет): «Пошла с надеждой, что со второй попытки фильм оправдает ожидания. Но нет. Это полный провал. Я такой чуши не видела давно. Герои даже разговаривать не могут — только орут. Если там и есть какой-то смысл, то он для меня потерян, так как во время криков я затыкала уши руками, настолько это было отвратительно. А закрывала я часто, так как кричат там все время. Спецэффекты — просто кошмар, такие декорации, мне кажется, я сама могу сделать».

Виктор (16 лет): «Мягко говоря, не очень. Куда они вообще деньги потратили. Это как «Драконий жемчуг», которому дали 100 миллионов, но на что — вообще не видно. Здесь дали 37, но все намного хуже. Такие смешные танки, как игрушки. Единственное, что мне понравилось, — это Гоша Куценко, так как из российских актеров я его люблю больше всего. И здесь он очень комично сыграл. Но для такого фильма этого мало».

Возрастная категория материалов: 18+