Они посредством различных форм и методов налогового администрирования должны обеспечить контроль над исполнением плательщиками своих налоговых обязательств. О том, как налоговые органы Амурской области работают с добросовестными налогоплательщиками, а также с теми, кто в сегодняшних экономических условиях стремится искать любые незаконные способы для минимизации налоговых начислений, в интервью с заместителем руководителя УФНС России по Амурской области Натальей Рвенской:

— Наталья Николаевна, аналитики утверждают, что в связи с нехваткой денег в бюджете бизнес-сообщество опасается ужесточения налогового контроля. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Прежде всего хочу обратить внимание на слова главы Правительства Российской Федерации Владимира Путина, которые он произнес на заседании кабинета министров в марте этого года при рассмотрении поправок в бюджет 2009 года и антикризисного плана действий. «Выходить из кризиса нужно за счет реструктуризации производства, внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, а не за счет всякого рода «оптимизации» налоговых платежей, а по сути дела — ухода от налогообложения. Любые попытки уйти в «тень» под предлогом трудностей кризисного периода должны самым серьезным образом пресекаться», — заявил Путин. Одновременно премьер-министр подчеркнул, что, несмотря на все трудности с наполнением казны, основной задачей налоговых органов по-прежнему должна оставаться проверка исполнения налогового законодательства.

Действительно, сегодня в условиях экономического кризиса и падения доходности бизнеса возрастает соблазн перейти из легального сектора экономики в теневой. Но он периодически возникает и в иных ситуациях, например, когда принимается «несправедливый» с точки зрения бизнеса закон. Но это вовсе не означает, что налоговые органы начнут подозревать всех в недобросовестности.

С 2007 года налоговая служба выстраивает систему налогового администрирования путем перехода от проведения «тотального» налогового контроля к концепции управления рисками, предусматривающей выявление плательщиков, которые могут участвовать в совершении налоговых правонарушений. На сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru была опубликована концепция, включающая критерии оценки способов ведения бизнеса, которыми налоговые органы руководствуются в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Это же закреплено в докладе Минфина России о результатах и основных направлениях деятельности на 2009—2011 гг.

Используя предложения налоговой службы, плательщики имеют возможность самостоятельно на основе анализа своей финансово-хозяйственной деятельности определить зоны налогового риска, оценить возможные налоговые претензии, представить уточненную в сторону увеличения отчетность и доплатить налоги, обеспечив тем самым снижение риска проведения проверок со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Мы активно используем аналитические возможности наших информационных систем для проверки достоверности начисленных налогов, уведомляем плательщиков о выявленных несоответствиях и предлагаем исправить ситуацию на данном этапе без налоговых санкций. Должна заметить, что амурские налогоплательщики достаточно эффективно используют предоставленные возможности: за 2007 год ими добровольно дополнительно продекларированы и уплачены 252,3 миллиона рублей, за 2008 год — 295,5 миллиона рублей. Поэтому в год на выездных налоговых проверках проверяется примерно 1,2% от числа зарегистрированных налогоплательщиков, но при этом со стопроцентной результативностью. Мы не выходим на проверку до тех пор, пока не получим достоверную информацию о фактах уклонения от уплаты налогов. Ведь главной целью выездной проверки является сбор доказательств нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе налогового контроля.

— Несколько слов о результатах контрольной работы в отношении плательщиков, вошедших в зону налогового риска.

— Действительно, не все руководители предприятий, принимая решение уменьшить свои расходы посредством неуплаты налогов, учли возможности, предоставленные налоговыми органами по самостоятельной оценке рисков. Поэтому в 2008 году по результатам контрольных мероприятий дополнительно начислено 1,4 миллиарда рублей. Предотвращено незаконное возмещение из бюджета 471,2 миллиона рублей. В правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела передан 141 материал на сумму 447,2 миллиона рублей.

Выявлено 26 случаев применения плательщиками схем уклонения от уплаты налогов. В отношении схем могу привести несколько примеров. Самой распространенной схемой ухода от налогообложения является завышение расходов и налоговых вычетов по НДС по «несуществующим» поставщикам. Так, при проведении проверки одного из ОАО области, осуществляющего деятельность в сфере обрабатывающего производства, установлено использование для документального подтверждения якобы произведенных хозяйственных операций документов несуществующих поставщиков. По результатам проверки доначислено платежей в сумме 2,2 миллиона рублей. Решение налогового органа организацией не обжаловалось.

Увеличение расходов при исчислении НДФЛ посредством заключения мнимых сделок с фиктивными продавцами и необоснованное применение вычетов по НДС было выявлено в ходе выездной проверки предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере оптовой торговли. Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам проверки составила 22,6 миллиона рублей. Решение налогового органа обжаловалось плательщиком в Арбитражном суде Амурской области в апелляционной и кассационной инстанциях. Cуды подтвердили правомерность наших требований.

По результатам контрольной работы за 2008 год выявлено 14 случаев применения налогоплательщиками «конвертных» схем выплаты заработной платы и 2 схемы минимизации ЕСН путем перевода работников в организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Общая сумма дополнительно начисленных налоговых платежей по «конвертным» схемам составила 11 миллионов рублей, в том числе НДФЛ — 4,2 миллиона, ЕСН — 4,3 миллиона и страховые взносы на ОПС — 2,5 миллиона рублей.

Да, сегодня у таких организаций после проведения выездных налоговых проверок, а также на фоне общего экономического кризиса наступили сложности в финансовом положении. Но, принимая решение об оптимизации налогообложения еще в 2005—2007 годах (период, за который проводились проверки), руководители этих предприятий должны были просчитать все возможные риски и в конечном итоге ответить на вопрос: стоит ли идти по этому пути, не обернется ли он впоследствии гораздо большими затратами?

Анализ показывает, что в среднем сумма пеней и штрафов составляет около 40% по отношению к доначисленной сумме платежей. Не стоит также сбрасывать со счетов и возможность привлечения к административной и уголовной ответственности.

— И все-таки, как предупредить возможные налоговые претензии и не оказаться в сложной финансовой ситуации?

— Изначально каждый участник бизнес-сообщества должен понимать, что, решившись на свой страх и риск начать собственное дело, он принимает конституционную обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов. ФНС России, продолжая политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную на предупреждение налогового правонарушения, и только в крайнем случае на применение фискальных мер, обнародовала на своем сайте www. nalog.ru распространенные схемы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Заходите, смотрите, оценивайте. Обязательно нужно бывать на семинарах, которые на постоянной основе проводят с плательщиками все налоговые инспекции области. Кроме того, не стоит экономить на организации качественного бухгалтерского и аудиторского обслуживания своего бизнеса.

— А как быть, если в ходе выездной налоговой проверки доначислили крупные суммы налогов, а плательщик не согласен с результатами проверки?

— Налоговый кодекс сегодня содержит нормы, максимально защищающие права плательщика посредством его личного (или через уполномоченного представителя) участия на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки и позволяющие представлять свои возражения. Результат рассмотрения возражений должен быть отражен в принятом решении по проверке.

Если решение вынесено, а разногласия остались, то возможна подача апелляционной или простой жалобы. Подавать жалобы могут не только фирмы и индивидуальные предприниматели, но и простые граждане. Такой путь защиты прав налогоплательщиков прост, оперативен, не требует финансовых затрат (уплаты государственной пошлины), позволяет объективно рассмотреть и урегулировать все возникающие споры в рамках действующего правового поля.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, налоговые органы Амурской области постоянно контролируют ситуацию по соблюдению налогового законодательства. Настойчиво советую всем руководителям предприятий не попадать в «зону риска», проанализировать налоговые обязательства, отказаться от ухода в «тень», тем более в условиях финансовой нестабильности. Не хотите налоговой проверки — проверьте себя сами! Это позволит с минимальными потерями пережить кризисные времена.

Пресс-служба УФНС России по Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+