О своей новой должности, борьбе с кризисом, приоритетах в работе и взглядах на современную политику он рассказал в интервью «АП».

Нелегкий пост

— Александр Николаевич, вы когда-нибудь допускали мысль, что возглавите Заксобрание?

— Отвечу поговоркой: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, у всех у нас есть желания, цели, задачи. Карьерный рост нужен, потому что чем выше должность, тем больше возможностей сделать больше полезного и хорошего. Когда я был депутатом от Белогорска, то в поле моего зрения был узкий круг проблем, сейчас уже приходится думать обо всей области, принимать законы во благо всех амурчан. Конечно, если бы лет 10 назад мне сказали, что я стану спикером Заксобрания, я бы не поверил.

— Cложно работать в новой должности?

— Да, на посту председателя нелегко. Если раньше в силу образования, прежнего места работы я был ближе к экономической сфере, то сейчас приходится вникать абсолютно во все — и в политику, и в «социалку». Но необходимый минимум у меня есть, и все остальное уже легче постичь.

— Вы стали спикером в очень непростое время, сейчас ведь мировой финансовый кризис. Какие наиболее значимые областные законы приняты для его преодоления?

— Мировой кризис затронул в основном те регионы, где существуют крупные градообразующие предприятия. По нашей области он ударил не так сильно, но проблемы все же есть. Поэтому мы направляем все наши усилия на помощь экономике, тем предприятиям, которые хотят развиваться, увеличивать рабочие места, повышать экономические показатели. Тогда будет больше налогов и увеличится финансирование социальных программ и законов. Последние изменения в главный финансовый документ носили экономический характер. К примеру, часть бюджетных средств пойдет на реализацию трех важных антикризисных законов, которые были приняты на апрельской сессии. Один из них дает возможность отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов.

Необходимость второго закона была обусловлена тем, что резко стали недоступны кредиты для предприятий. Мы внесли изменения в закон о госгарантиях, которые могут стать достойным обеспечением по кредитам и, как следствие, повысить их доступность. Кстати, если раньше мы давали их только предприятиям или проектам, которые носят инвестиционный характер, то сейчас их смогут получить и другие, кто испытывает в этом необходимость. Само финансирование программы госгарантий увеличилось с 250 миллионов рублей до 1,8 миллиарда. Последний закон в антикризисном блоке связан с установлением дифференцированных налоговых ставок. Сегодня регионам дано право устанавливать ставки от 15 до 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для тех, кто осуществляет деятельность в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальных и коммунальных услуг, устанавливается минимальная ставка 5%. Те, кто занят в обрабатывающих производствах, строительстве и сельском хозяйстве, будут платить 10%, все остальные — 15.

— Что делается для того, чтобы сгладить последствия кризиса в социальной сфере?

— В начале года были внесены изменения в закон о региональных стандартах оплаты ЖКУ, произошел переход на дифференцированные ставки предоставления льгот, и благодаря этому практически в три раза увеличилось число их получателей. Кроме того, на последней сессии фракция «Единая Россия» внесла поправки в бюджет, которые носят социальный характер. Речь идет о выделении средств на завершение капремонта в онкологическом и туберкулезном диспансерах. Здоровье амурчан — важный вопрос, который нельзя отодвигать на второй план.

Экономия на себе

— В областном правительстве приняли ряд мер по сокращению собственных расходов. Как Заксобрание оптимизирует их?

— На апрельской сессии мы сократили расходы Заксобрания на 3,6 миллиона рублей. Это стало возможным за счет сокращения ставки депутата, работающего на постоянной основе. Кроме того, значительную корректировку претерпели транспортные расходы. Мы решили более рационально подходить к использованию нашего автопарка, отказались и от полетов в бизнес-классе. Также мы работаем над сокращением расходов на бумагу, переходим на электронный документооборот.

Мы расширяем сервер, каждый член Заксобрания получит доступ к информационно-правовым ресурсам, сможет работать с законами. Причем это можно будет делать по мере поступления документов. Если раньше депутат за несколько дней до сессии получал кипу бумаг, которые нужно было изучить, то сейчас готовые законопроекты будут помещаться на сервер, где с ними можно будет постепенно знакомиться. Кроме того, идет работа над регламентом, мы постараемся упорядочить процедуру ведения заседания, что позволит нам проводить сессию в один день. Это опять же даст экономию, потому что многие депутаты приезжают из области, и, как следствие, были затраты, связанные с их проживанием в Благовещенске.

— Как складываются взаимоотношения с областным правительством?

— Мы работаем в режиме конструктивного диалога. Хуже всего, когда исполнительная и представительная власти работают в разных направлениях, выясняя, кто главнее и кто важнее, от этого страдает общее дело. У нас таких проблем нет. Мы осознаем, для чего и для кого мы работаем. У нас одна цель — развитие Приамурья.

— В Заксобрании очень демонстративно проявляет себя оппозиция и довольно часто жалуется, что ее притесняет правящая партия, отклоняет законопроекты. На ваш взгляд, обоснованны такие обвинения или это просто нежелание конструктивно работать и способ привлечь к себе таким образом внимание?

— Меньшинство никогда не будет довольно тем, что оно является таковым и, по сути, не может влиять на принимаемые решения. Но поведение меньшинства тоже бывает разным. Фракция ЛДПР, например, всегда имеет собственную позицию, отстаивает ее очень аргументированно, и, как результат, еще на стадии разработки того или иного законопроекта им удается реализовывать свои решения. Чего не скажешь о коммунистах. Они сразу заняли позицию, очень хорошо выраженную одним из их представителей, который сказал: «От нас здесь ничего не зависит». Так они и работают — кивают на большинство и не хотят ни за что отвечать. Их действия часто носят популистский характер. Они вносят на рассмотрение законопроекты, а потом не приходят отстаивать их на профильном комитете.

Или вот последний пример. На прошлой сессии мы вносили изменения в закон «О статусе депутата». Они были вызваны как раз переходом на электронный документооборот и предполагали возможность выделения депутату ноутбука с выходом в Интернет, для тех, у кого нет рабочих или домашних компьютеров. Фракция КПРФ голосовала против.

Закон еще не вступил в силу, но пять заявлений от коммунистов с просьбой о выделении ноутбука уже лежат у меня на столе. Как прикажете к этому относиться? Все-таки говорить о том, что у нас зажимают оппозицию, неправильно. Мы стараемся находить точки соприкосновения, уходить от больших конфликтов. Кстати, сейчас в первую очередь для фракции КПРФ мы оборудуем мини-зал на 12 человек, чтобы они могли там собираться, приглашать представителей правительства области для обсуждения острых вопросов, принимать свои решения.

Партия в ответе за члена

— Как вы считаете, можно ли сделать политическую карьеру в нашей стране, не являясь членом правящей партии?

— Возьмите список Госдумы, правительства или просто посмотрите на известных политиков и бизнесменов. Разве все они состоят именно в партии власти? Вот, к примеру, Анатолий Чубайс — СПС, Сергей Миронов — «Справедливая Россия». Примеров масса, но вывод один: да, можно сделать карьеру. Вопрос в другом: зачем человек идет в партию? Большая политика делается в Москве, а на местах мы должны думать о том, что сделать, чтобы жителям жилось лучше, и у нас у всех по идее одна партия — Амурская область, потому что все мы в ней живем.

Что касается карьеры, то важно прилагать максимум усилий, чтобы выполнять свою работу честно, добросовестно и эффективно. Хотя, безусловно, партия дает большие возможности. Но чтобы получить ее поддержку, нужно очень серьезно работать. Это большая ответственность — быть членом «Единой России». Нам доверяют миллионы людей, и мы не можем их подвести.

— Были ли у вас ситуации, что решение партии не совпадало с вашим мнением?

— Обычно перед сессией идет заседание фракции, на которое выносятся ключевые законы, решения, внутренние вопросы, вот там идут очень активные дебаты. Я там могу не соглашаться с чем-то, но когда вопрос ставится на голосование и большинство «за», то те, кто был не согласен, на сессии все равно должны голосовать как большинство. Это называется консолидированное голосование — это элемент партийной дисциплины.

— Сегодня много спорят о том, что пропорциональная система выборов, по которой избиралось и наше Заксобрание, противоречит основам демократии и что так проще попасть в парламент. Какова ваша точка зрения?

— Я так не считаю. Большинство развитых европейских стран имеют пропорциональную систему выборов. Разве там нет демократии? И попасть в парламент, наоборот, сложнее. Потому что нужно работать, показывать себя, чтобы потом партия включила тебя в список. А при мажоритарной системе можно прийти с большими деньгами и стать депутатом от округа, но потом люди зачастую этого депутата не видят и не слышат. При пропорциональной системе партия отвечает за своих членов.

Возрастная категория материалов: 18+