Министр просит и учителей, и детей, и родителей — не надо бояться ЕГЭ.Министр просит и учителей, и детей, и родителей — не надо бояться ЕГЭ.

ЕГЭ — дорогое удовольствие

— Сергей Григорьевич, вам, как министру образования и науки, не страшно за результаты ЕГЭ?

— За результаты — не страшно. А вот как будут готовы пункты проведения экзамена, не подведут ли нас транспорт и погода — тут опасность есть, потому что невозможно отложить экзамен даже на одну-две минуты. Есть тревога, чтобы мы не подвели детей, чтобы все руководители пунктов, организаторы все сделали вовремя, провели экзамен в качественных и безопасных условиях, вовремя доставили контрольно-измерительные материалы в центр обработки информации. Особую тревогу вызывают отдаленные северные районы — из-за больших расстояний и проблем транспортного сообщения.

— Когда ЕГЭ проводили в первый раз, на него был затрачен из бюджета миллион рублей. «АП» тогда написала об этом под заголовком «Для ЕГЭ Приамурью нужны миллион и вертолет». В этом году потребуется уже 24 миллиона. Почему так много?

— Сюда входят все затраты по организации работы членов комиссии, по доставке контрольно-измерительных материалов. В области во время проведения ЕГЭ будет работать 269 пунктов проведения экзамена, занято полторы тысячи педагогов, осуществляющих проверку, а также организаторов самого экзамена. ЕГЭ — удовольствие дорогое. Но, с другой стороны, мы экономим средства родителей выпускников, которые сдают экзамен дома и не тратят деньги на дорогу, проживание в чужом городе. По итогам экзамена ребята рассылают свои результаты в вузы и ждут решения приемной комиссии. Им придется потратить деньги только на конверты и марки.

— Возникла очередная волна протеста против ЕГЭ, общественный комитет обратился в Верховный суд с требованием признать незаконным единый госэкзамен.

— Как доложил министр образования и науки РФ Фурсенко на заседании Госдумы буквально на днях, он абсолютно уверен, что вся нормативная база по организации и подготовке итоговой аттестации в форме ЕГЭ совершенно законна. Полностью на стороне ЕГЭ министерство юстиции, которое регистрировало все документы, и Генпрокуратура. Не случайно в «Российской газете» эта информация вышла под заголовком «Двоечники и нервные против ЕГЭ». Я бы добавил еще — нервные, с повышенной тревожностью учителя. Потому что впервые за всю историю российской и советской школы учитель вместе с учеником становится под контроль государственной экзаменационной комиссии. Выставляя баллы ученику, опосредованно оценивается и качество работы педагога. Раньше этого не было: учитель, ставя оценку ученику, оценивал себя сам. Поэтому и уровень «пятерок» был разный. Почему круглый отличник из села приезжал поступать в университет и сразу получал «двойку»? Почему троечник из одной школы гораздо сильнее, чем медалист из другой?

— ЕГЭ что-то меняет?

— Конечно, сегодня все в равных условиях, у всех единый и равный измеритель. И еще важно, что это одинаковый измеритель для поступления в вузы. Помните, сколько было сетований, что у вузов завышенные требования, что в билетах материал, который не изучают в школе. И никто со стороны не имел права прийти и проверить, что же требует вуз от абитуриента. Каждый вуз сам решал, в какой форме проводить экзамены, сам сочинял билеты, оценивал поступающих по своим критериям. Конечно, поначалу против ЕГЭ активно выступали ректоры вузов, потому что из их рук ушел рычаг управления. И третий аспект, о котором умалчиваем, — те дети, которые не прошли по конкурсу в вуз, поступали на платное обучение или шли в негосударственный вуз, где берут всех, каким бы ни был аттестат. Есть деньги — учись. В этом году такая система будет закрыта. И государственные, и негосударственные вузы и ссузы будут принимать только по результатам ЕГЭ.

Физику — на высший балл

— Вы в прошлом — учитель физики. Вы знакомились с контрольно-измерительными материалами по своему предмету? Реально оценить знания по физике с помощью тестов?

— Конечно, знакомился, и убежден, что это реально. Я работал 14 лет директором гимназии в Свободном, осуществил 14 выпусков физико-математических классов с углубленным изучением физики. В течение 12 лет мы проводили централизованное тестирование с Амурским госуниверситетом на базе нашей гимназии. Это прототип ЕГЭ. Так что все реально.

— Сергей Григорьевич, а сами вы сдали бы ЕГЭ по физике?

— Да, абсолютно в этом уверен. Физику сдал бы даже на «пятерку». За то время, пока мои ученики решали тесты по физике, я успевал прорешать три теста.

— Президент Медведев на Госсовете раскритиковал задания ЕГЭ по истории — в тестах были вопросы, по поводу которых могут быть различные мнения.

— Содержание контрольно-измерительных материалов — это ответственность Федерального института педагогических измерений. В этом году изменился состав предметных комиссий, которые составляют тесты, и в этом году тесты будут проще. Изменилось содержание по обществознанию — в него включена экономическая география, вопросы составлены так, чтобы у них не было двоякого прочтения, о чем как раз и говорил президент Медведев. То же самое и по истории. Максимально пытались убрать те вопросы, у которых может быть политическое толкование, либо возрастное, либо региональное прочтение. Но что будет на самом деле — скоро узнаем.

Выпускники должны пользоваться теми демоверсиями, которые издаются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В наших книжных магазинах чего только нет. Издатели хотят заработать, запрета на выпуск таких изданий нет, а это очень раскупаемый товар. Возможно, президенту показали тот сборник тестов, который не был зарегистрирован ФИПИ. Везде предупреждают: будьте осторожны, пользуйтесь при подготовке только официальными материалами.

— ЕГЭ не станет инструментом по вымыванию умников и умниц из области?

— Уже стал, и с этим ничего не поделать. Они должны учиться в лучших вузах страны. В прошлом году по результатам ЕГЭ наши выпускники поступили в вузы 42 регионов России.

— Будут ли послабления выпускникам, которые только что вступили в эру ЕГЭ?

— Нет, послаблений быть не может, потому что правила уже утверждены. Наша область вступила в эксперимент по ЕГЭ, который длился в России 8 лет, одной из последних, возможно, с этим связан некоторый страх. Но нужно не бояться, а учиться. И не нужно запугивать детей, нагнетать обстановку, драматизировать ситуацию. В апреле я был на последнем совещании в Москве, и нам председатели федеральных предметных комиссий демонстрировали примерные варианты единого госэкзамена. И мне, как физику, было стыдно за тот сверхнизкий уровень математики, который будет предложен в этом году выпускникам. Чтобы пройти достаточный порог для получения аттестата, нужно решить простейшие алгебраические выражения. Или, например, посчитать, сколько нужно квадратных метров плитки, чтобы облицевать ею пол и четыре стены в ванной комнате, если даны их размеры. Мне кажется, что даже «сверхтроечники» справятся с таким уровнем. Поймите, ЕГЭ не катастрофа, он крест на жизни не ставит. Единый госэкзамен можно пересдать через год. Единственное, что обрубается возможность высосать последние средства из мам и пап — заплатить за учебу бешеные деньги и получить «никакое» образование.

Порочная традиция

— Если бы лично у вас был выбор — сдавать экзамены в форме ЕГЭ или в традиционной форме, что бы вы выбрали?

— Когда я поступал в университет в свое время, мы сдавали пять вступительных экзаменов. Свободненский мальчик с «пятерками» в аттестате сел на поезд и приехал в Томск, в один из старинных университетов России, которому 130 лет. Там входишь в здание — эти колонны, эти портреты ученых — и у тебя уже мурашки бегут по коже. Заходишь в аудиторию, а там профессора начинают с тобой, почти ребенком, беседовать по физике. И к этому надо быть психологически готовым. Мне кажется, что письменный экзамен сдать легче — можно сосредоточиться, успокоиться, подумать. На устном экзамене велика субъективность преподавателя, особенно по общественным дисциплинам.

— Почему же большинство родителей за традиционную форму?

— Потому что им так психологически спокойнее. В школе учитель подсказал или мама во время обеда пронесла шпаргалку. Это порочная система, в которой мы оказались, давно должна быть сломана. Когда я был директором школы, мне было стыдно проводить итоговую аттестацию в 11-м классе. Централизованное тестирование, которое проводилось в марте —апреле, мне нравилось. Это было красиво, здорово, ученики приходили мобилизованные, мозги кипят, глаза горят. А когда экзамены — хоть из школы убегай. Мамы просто осаждали — любыми путями пытались прорваться в аудитории и классы. На сочинении, как только темы директор объявил, все — родителей нет. Через час несут шпоры, отсветки, любыми правдами-неправдами передают их детям. И все всех устраивало. Сколько ж можно жить самообманом?

— Вопрос от нашей читательницы. Ходят слухи, что скоро ЕГЭ будут сдавать после каждого класса — четвертого, пятого, шестого и так далее. Это правда?

— Впервые слышу. Мы обязаны контролировать знания детей после начальной, основной и старшей ступеней школы. Каждая ступень заканчивается итоговой аттестацией — она проходит для окончивших 4-й, 9-й и 11-й классы. Но в 4-м и 9-м классах не сдают ЕГЭ. Аттестацию знаний проводит школьная комиссия. ЕГЭ в 11-м классе проводит государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) области, которая утверждается Рособрнадзором, в ее состав входят представители общего и высшего образования. Есть планы, что и после 9-го класса знания учеников тоже будет проверять ГЭК. Возможно, это введут с будущего года.

Высшее нужно не всем

— Вы — сторонник ЕГЭ?

— Чем больше я вникаю в эту систему, то понимаю, что идеологи ЕГЭ очень грамотно выстроили реформу образования. Поменялись правила приема в вузы и ссузы, поменялась итоговая аттестация выпускников школ. Выставлены барьеры для детей, которые не готовы к обучению на более высокой ступени образования. Не у всех же есть потенциальные возможности. Помните советскую эпоху — 20% выпускников шли в вузы, 30% — в техникумы, еще 30% — в ПТУ, остальные на работу, в армию. Зачем сегодня все 100% поступают в вузы? Чтобы потом с дипломом в кармане стоять за прилавком и получать копейки? Мы готовим в вузах за огромные деньги непонятно кого, а элементарного сварщика сегодня найти невозможно. «Транснефть» собирает мужиков, грузит в поезд, везет в Томск, там учит их на сварщиков в училище, везет сюда, чтобы они варили трубы. А в наших проф-училищах база настолько устарела, что на ней невозможно учить.

Поэтому мы не случайно в области затеяли реформу начального профобразования, подключили к ней министерства, подтягиваем деньги. Мы ожидаем, что часть детей, напуганных учителями и родителями, после 9-го класса не пойдут в 10-й. Им нужно создать условия для обучения в профучилищах, чтобы они смогли там не просто время отбыть, а получить современные профессии, востребованные рынком труда.

И опять же красивая система выстроена — можно без ЕГЭ спокойно прожить. Можно поступить в училище, потом по профильной специальности без экзаменов — в техникум, а потом в вуз, опять же по профилю, на сокращенную форму обучения. И нигде не нужно сдавать ЕГЭ. Выпускники этого года уже могут учиться по этой схеме.

Школа с профилем

— В «АП» обратились жители Грибовки Архаринского района. В селе закрывают полную школу и оставляют 9-летку, а старшеклассников (их немного) будут возить за 27 километров. Селяне переживают, что учителя останутся без работы, дети будут оторваны от дома.

— Комплексный проект модернизации образования, в который область вошла в числе 31-го субъекта и получила на это грант в размере 250 миллионов, предполагает оптимизацию старшей ступени в школах. Мы это делаем за деньги, через год остальные регионы будут то же самое делать бесплатно. Мы громко заявили, что школа в селе должна быть, особенно начальная — хоть сколько там детей будет учиться. Основная школа тоже должна быть, даже если в ней учатся по 5—6 детей в классе. Мы школу сохраняем, платим учителям полную зарплату, и вопроса о закрытии никто не ставит. А вот по старшей ступени надо разобраться. Есть ли смысл открывать 10—11-й классы для двух детей? У нас в области почти 280 классов, где обучаются 1 или 2 ребенка. А как же качество образования?

На старшей ступени, когда в классе 1—2 ученика, невозможно исполнить государственный стандарт по профильной школе, а старшая школа должна быть только с профилем — с математическим, гуманитарным, сельскохозяйственным и так далее. Проучившись в такой школе два года, ученик может и не сдать ЕГЭ, и окажется на том же уровне. Не надо бояться отпустить в 15 лет свое чадо на учебу в профучилице или ссуз, в районный центр или Благовещенск — они уже вполне взрослые парни и девушки. Условия для их бесплатного обучения и проживания мы создали. В педколледже мы специально открыли лицей, каждый год набираем по 2 десятых класса для детей из отдаленных малочисленных школ. Они живут на полном обеспечении, им платим стипендию, и при этом они получают образование хорошего качества. Кто хочет дальше обучаться — их без ЕГЭ принимают в колледж. Кто желает — сдают ЕГЭ и поступают в вуз.

А учителя накажут?

— Если выпускник не сдаст ЕГЭ, для него и для родителей это будет и шок, и наказание. А для учителя? Ведь он тоже в какой-то степени виноват, что у ребенка нет знаний?

— Мне, как управленцу, надо только радоваться введению ЕГЭ. Потому что в руках министерства появился реальный механизм оценки деятельности школ, управления качеством образования. Я, как министр образования, должен защищать учителей. Но при этом не могу не признать, что качество образования в некоторых школах низкое. Учитель русского языка, который пишет с огромным количеством ошибок, не имеет права ставить ребенку плохую оценку. Пусть себе сначала поставит хорошую. Те регионы, которые вошли в ЕГЭ раньше, уже подтолкнули учителя задуматься о качестве своего труда. Думаю, и у нас это получится. Новая система оплаты труда как раз и нацелена на стимулирование педагога на достижение качественного результата. И ЕГЭ в этом будет тоже помощником.

— Но учитель все же понесет какую-то ответственность?

— С 1 сентября вступает в силу новое положение об аттестации учителей. Впервые в стране вводится обязательная аттестация педагогов. Она есть у врачей, а в нашей профессии не было. У нас ведь как — учительница французского языка 30 лет назад окончила институт, сидит у себя в деревне и ни разу не побывала на курсах переподготовки. Представляю, как она говорит по-французски. А теперь вводится обязательная аттестация раз в пять лет. И главной аттестационной комиссии дано полномочие принимать решение о несоответствии должности учителя. В министерстве создано управление надзора и контроля, специалисты которого будут заниматься этой проблемой.

Прощание со школой — в школе

— Не за горами выпускные вечера...

— Очень жестко установлены сроки сдачи ЕГЭ, последний экзамен сдается 19 июня. Минимум 4 дня на обработку и доставку результатов. Мы утверждаем результаты, отправляем их в города-районы, оформляем свидетельства — это еще два дня. Раньше чем 26 июня проводить выпускные вечера преждевременно. Порой директора школ говорят: большинство ЕГЭ сдали, им аттестаты и свидетельства вручим, а те, кто 19-го будет сдавать, это же двоечники, обойдемся без них. Это безнравственно, на выпускном балу должны аттестаты и свидетельства получить все.

И еще хочу обратиться с такой просьбой: верните выпускные вечера в школу! Год финансово сложный, мы говорим, что денег не хватает и расслоение общества большое. Так откажитесь от этих ненужных возлияний по ресторанам. Это не выпускной вечер. Я имею право об этом говорить, потому что когда был директором, у нас выпускные вечера проводились только в школе. И я прошу, чтобы выпускные балы были максимально красивыми и добрыми, без спиртного.

Лучшие годы каторжного труда

— Скучаете ли вы по своей школе, бываете там?

— Да, скучаю, был там буквально перед первомаем. В этом году моей гимназии 70 лет, и 19 октября, в лицейский пушкинский день, будет большой праздник: мы соберемся всей нашей большой семьей, сценарий мы уже обсудили, материалы я туда направил и продолжаю координировать оргкомитет по подготовке к юбилею школы. Школе 70 лет, и по стажу я самый длительно работавший там директор.

— Ваши выпускники работают с вами рядом?

— Я выпускал физико-математические классы, это были головастики — они ехали в технические вузы России, и многие сегодня работают за границей, к сожалению. Я семь лет преподаю на экономическом факультете АмГУ, на кафедре госуправления. Вот этих выпускников я часто вижу в коридорах власти. Но всегда говорил и говорю: лучшие годы моей жизни — это годы работы в школе, и самый каторжный труд, если качественно работать, это работа учителя.

Общественных наблюдателей ждут

Желающие стать общественными наблюдателями в пунктах проведения экзамена до 30 мая должны написать заявления в муниципальные органы управления образованием или в министерство образования и науки области. Представителей родительских комитетов, общественных детских, молодежных, ветеранских организаций, журналистов и всех желающих просят проявить активность. Система образования области недополучила по КПМО 18 миллионов рублей только потому, что в прошлом году у нас на 17% пунктов проведения экзамена не было общественных наблюдателей. Подробности можно узнать по телефону 226-528.

ЕГЭ в цифрах

7908 человек будут сдавать ЕГЭ в первой волне в этом году.

269 пунктов проведения экзамена будут работать в области.

2085 человек составляют персонал пунктов проведения экзамена.

148 представителей ГЭК будут контролировать соблюдение порядка проведения ЕГЭ.

334 члена 13 предметных комиссий будут проверять экзаменационные работы.

Возрастная категория материалов: 18+