— Муниципальная реформа — это серьезное преобразование структуры власти, — отметил и.о. секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия», спикер Заксобрания Александр Башун. — Именно с ней связано множество проектов в рамках стратегии социально-экономического развития страны, а от ее успешной реализации зависит качество нашей с вами жизни. Наша задача — совместно мобилизовать те ресурсы, которыми обладает местное самоуправление для решения общегосударственных задач, повысить уровень и качество работы, укрепить доверие населения к власти. Еще много вопросов нужно решить в плане усовершенствования законодательства, финансового обеспечения муниципалитетов. И речь идет не только о субсидиях и субвенциях, но и о поиске рычагов стимулирования территорий по наращиванию собственного экономического потенциала.

Одним из таких рычагов, по мнению участников «круглого стола», может стать вовлечение населения в решение вопросов местного значения. Только когда жители станут активными участниками процесса территориального управления, местное самоуправление можно считать таковым в полном смысле. Примеров успешной работы местных властей с людьми в городах и районах области немало.

— Работая на протяжении пяти лет над реализацией 131-го закона, мы убедились, что без привлечения населения к решению вопросов местного значения даже при самодостаточном бюджете добиться положительных результатов весьма сложно, — считает глава Озерненского сельсовета Серышевского района Ольга Аркадьева. — Мы активно привлекаем население к управлению территорией. В рамках проводимого Года молодежи решили сделать особый акцент на этой категории. Создали в двух селах молодежные советы, в которые вошли молодые люди, ранее зарекомендовавшие себя как хорошие организаторы культурных и спортивных массовых мероприятий. При их поддержке стало традицией проводить спартакиады между командами сел. Люди пожилого возраста с удовольствием откликаются на предложения помочь в организации различных праздников.

Впрочем, не все представители власти на местах считают, что подобные формы работы с населением будут эффективными. Все опять же упирается в финансы.

— Когда началась реализация 131-го закона, мы все ждали, когда же наши полномочия подкрепят финансами, — говорит председатель Мазановского районного Совета народных депутатов Ирина Герман. — Увы, большинство территорий не имеет источников дохода, и там активизировать население — большая проблема. Жители начинают взаимодействовать с властью лишь когда решается какая-то глобальная проблема. Например, на публичные слушания по исполнению бюджета или по внесению изменений в Устав никто не приходит, а на предварительные общественные слушания по вопросу освоения Гаринского месторождения собрался полный зал, потому что обсуждалось будущее района, и людей это интересовало. Очень жаль также, что у нас перестала действовать областная программа поддержки общественных инициатив. В свое время она очень помогла развитию общественного движения. Хоть на нее и не были заложены большие средства, но для наших местных общественных организаций даже 10—15 тысяч, которые они могли получить, были очень большой поддержкой.

Кстати, в этом году в Приамурье ввели систему оценки эффективности органов местного самоуправления. Теперь ежегодно до 1 мая главы муниципалитетов будут предоставлять в правительство региона доклады о результатах работы. По показателям, представленным в отчетах, руководство области и будет судить о качестве работы глав. Лучшие муниципалитеты поощрят дотациями. В частности, помощь областной казны ежегодно будут предоставлять трем районам и двум городам области, занявшим наиболее высокие места в рейтинге эффективности деятельности. Для районов сумма средств составит 60 процентов от общего объема дотации, предусмотренного на год из областного бюджета, для городов — 40 процентов.

— С одной стороны, это неплохо, но нужно учитывать, что у нас есть как самодостаточные территории, так и не очень развитые, с низким уровнем доходов, — считает глава Ивановского района Владислав Бакуменко. — Например, 80 процентов в структуре налогов, которые собирают территории, занимает подоходный. У нас есть районы, где расположены воинские части, конечно, там собираемость хорошая. А если взять аграрный район, то там ситуация обстоит гораздо хуже.

Участники дискуссии решили через клуб партии «Единая Россия» обратиться на федеральный уровень с предложением установить зачисление налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в местные бюджеты по нормативу 90 процентов. Это, считают главы, повысит доходность «кошельков» муниципалитетов. Кроме того, участники «круглого стола» просят рассмотреть вопрос об отмене либо сокращении льгот по местным налогам, установленным на федеральном уровне.

Возрастная категория материалов: 18+