Малокомплектные школы в отдаленных районах Приамурья — общая беда и взрослых, и детей.Малокомплектные школы в отдаленных районах Приамурья — общая беда и взрослых, и детей.

Нет домашнему воспитанию

«Мы, жители села Игнашина Сковородинского района, обращаемся к вам с наболевшим вопросом. В нашем поселении закрывают начальную школу — единственный центр знаний и досуга. Наше село пограничное, отдаленное и труднодоступное. До ближайшего населенного пункта — поселка Ерофей Павлович — 78 километров, а до райцентра 200. В плохом состоянии находится и дорога. Весной и осенью из-за распутицы или непогоды рейсовый автобус Ерофей Павлович — Игнашино может неделями не следовать по маршруту.

2 апреля 2009 года у нас в селе состоялся сход жителей, на котором присутствовали: заведующая отделом образования Елена Бодрая и заместитель главы Сковородинского района Елена Галиева. Они выступили с предложением о закрытии в селе начальной школы (два года назад у нас была и «девятилетка») и предложили два варианта — обучать детей в школе-интернате села Джалинда и железнодорожном интернате в поселке Ерофей Павлович.

В Джалинде у нас уже обучаются дети среднего и старшего звена. но чтобы туда попасть, нужно доехать сначала до Ерофей Павловича на автобусе два с половиной часа, затем поездом четыре часа до Сковородина. Далее снова пересесть на автобус до Джалинды. Разумеется, ни о каком приезде домой на выходные и речи быть не может. Наши маленькие школьники будут находиться в этом интернате до каникул. На прошлые осенние каникулы ученики не смогли добраться до пап и мам из-за того, что выпал снег. Так что родители практически лишены возможности общаться с детьми, телефонной связи в селе нет.

Услышав такое предложение на сходе, мы возмутились: как можно семилетних детей отрывать от семьи, где идет основное воспитание? Сегодня государство прилагает усилия и средства, для того чтобы дети из детских домов обретали семью, а у нас получается наоборот...

Вариант с интернатом в Ерофее Павловиче тоже не подходит. Оплата за обучение за одного ребенка — 11,5 тысячи рублей в месяц. Глава нашего района согласен оплатить 50%, а остальные должны внести родители. Но и эта сумма неподъемна многим семьям, в селе процветает безработица. Мы понимаем, что у нас учащихся начальных классов мало, всего восемь человек, а здание большое. Но ведь есть возможность его уменьшить. Школа — это наш единственный социальный объект, где можно проводить и занятия, и сход граждан, выборы и культурно-массовые мероприятия. Здесь же находится и спортзал.

Сейчас идет реформа и у пограничников — границу охраняют военнослужащие по контракту. Это те, кому нужно создавать семьи, растить и учить детей. Мы надеемся, что в будущем в Игнашине будут появляться малыши, а куда они пойдут учиться?

И, наконец, за последние 50 лет с берегов Амура от Усть-Стрелки до Джалинды исчезли Покровка, Сгибнево, Свербеево, Орловка... Это села Амура. Сюда везли людей из центральной России, создавали условия для переселения и освоения дальневосточных земель и их охраны. А сегодня пустеют наши берега. Мы еще живем здесь и хотим жить! Помогите нам сохранить наше единственное учебное заведение, ведь пока есть школа — живет село!»

Е. И. Калинина, письмо подписали 40 человек.

Ситуация под контролем

— Пока вопрос о закрытии игнашинской начальной школы остается открытым, — говорит заведующая отделом образования Сковородинского района Елена Бодрая. — Хотя это учебное заведение сегодня считается филиалом МОУСОШ поселка Ерофей Павлович. То есть это не юридическое лицо, поэтому и ликвидировать его мы можем без решения граждан. Однако мы идем селянам навстречу и пытаемся сообща решить проблему. Сейчас ведутся переговоры с главой села Албазина. Речь идет о выделении в этом месте несколько квартир для переселения пяти-шести семей игнашинцев — тех, кто воспитывает детей школьного возраста. В пятницу мы едем туда смотреть, есть ли в домах ремонт и сколько на это необходимо средств. Хотя мы прекрасно понимаем, что этими частичными действиями проблему села не решить, всех жителей переселить не удастся. На сегодняшний день единственным выходом остается обучение школьников в селе Джалинда. А если говорить о школе в Игнашине, то о каком качественном образовании можно вести речь, когда там единственный педагог обучает восемь детей, причем все они учатся в разных классах. В прошлом году три учителя вели у троих учеников среднего звена все уроки. Например, математик преподавал рисование, пение, химию и так далее. Да и сама школа была построена в 1966 году и с тех пор ни разу не видела капитального ремонта. Здесь нет ни проточной воды, ни канализации. Ежегодно на содержании этого объекта из районного бюджета уходит 1 миллион 116 тысяч рублей, из областного — более 210 тысяч. Здание рассчитано на 180 детей, а обучается всего восемь.

Как уверили «АП» в администрации Сковородинского района, пока у села Игнашина никаких перспектив для развития нет. Сегодня здесь проживают около 200 человек, 27 детей в возрасте от нескольких месяцев до 18 лет, школьников и того меньше — 11. При этом 62 игнашинца не имеют работы.

Сейчас судьба школы решается в министерстве образования Амурской области. По словам заместителя министра Елены Ковальской, еще два года назад в Приамурье было 435 образовательных учреждений, в 2008-м — 424. Сейчас их осталось 407. Причины ликвидации школ разные, однако основная — учить становится просто некого.

Возрастная категория материалов: 18+