Количество новых зерновых дворов в Приамурье ничтожно мало.Количество новых зерновых дворов в Приамурье ничтожно мало.

Проект по подъему залежных земель потянул за собой обновление машинно-тракторного парка, однако, инвестиции в инфраструктуру, позволяющую сохранить выращенный урожай, последние годы находятся практически на нулевой отметке.

Последние пять лет осенняя страда проходит в Приамурье в сухую погоду. Убранное с полей зерно имеет небольшую влажность, поэтому особых усилий для его просушки не требуется. По мнению экспертов, это накладывает определенный отпечаток как на политику по закупке уборочной техники, так и на то, что вопрос о модернизации зерновой базы постоянно уходит на второй план. Однако многие аграрии помнят уборочную 2003 года, когда область буквально залило водой. Тогда часть урожая погибла из-за того, что зерновые дворы были не в состоянии просушить весь объем привозимого с полей зерна.

В 1990 году в Приамурье действовало 305 зерновых дворов, а площадь посевов была больше миллиона гектаров. В 2007 году хозяйства области сеяли зерновые и бобовые на почти на 550 тысячах гектаров, а урожай подрабатывался на 134 зерновых дворах. После старта проекта по освоению залежных земель площадь полей из года в год росла и в нынешнем году перевалила за отметку в 770 тысяч гектаров. При этом количество зерновых дворов не увеличилось, а нагрузка на существующие линии существенно возросла.

Абсолютное большинство действующих технологических линий по послеуборочной обработке зерна были созданы до 1985 года. 6 из 10 зерновых дворов работают с 70—80-х годов, возраст 15% линий — старше 30 лет, и лишь 1 из 5 зерновых дворов был создан в 80—90-х годах. Раньше собственный зерновой двор имело каждое из сельхозпредприятий. Сейчас в хорошем состоянии осталась лишь база в хозяйствах юга области — Тамбовского, Ивановского, Константиновского и Михайловского районов.

— Большинство зерновых дворов действительно находятся за пределами сроков амортизации. Само по себе это не так страшно, потому что вся база поддерживается в рабочем состоянии и ремонтируется. Беда лишь с хозяйствами центральных и северных районов, которые занимаются мелким товарным производством. Состояние зерновой базы в них и вызывает у нас наибольшую озабоченность, — признается ведущий консультант отдела механизации и новой техники областного минсельхоза Николай Чижов.

— Раньше зерно, прошедшее предварительную очистку, везли на элеваторы, где его доводили до нужной кондиции и поставляли для нужд государства. Сейчас система работы с элеваторами оказалась практически разрушенной. Везти его для подработки и очистки туда стало невыгодно, а собственной базы для подготовки зерна и его хранения у многих не оказалось. Вообще, как показывает практика, одно другое дополняет — если у хозяйства есть достойный зерновой двор, то и финансовое состояние у него хорошее, — отметил в беседе с корреспондентом «АП» руководитель одного из крупных хозяйств Тамбовского района.

Быстро и радикально обновить существующую зерновую базу хозяйств невозможно — слишком большие для этого требуются инвестиции. Так, по данным Дальневосточного научно-исследовательского проектно-технологического института механизации и электрификации сельского хозяйства (ДальНИПТИМЭСХ), для хозяйства с площадью полей в 2—3 тысячи гектаров строительство нового зернового двора обойдется минимум в 6—8 миллионов рублей. Такого объема свободных денег у аграриев нет.

В амурском минсельхозе считают, что в настоящее время приоритет — монтаж нового зерносушильного оборудования на существующие комплексы. Другим важным аспектом работы по обновлению базы зерновых дворов является установка новейших семенных линий, которые бы позволяли получать семена высшей репродукции.

Эту позицию не разделяют ученые, считающие что «установка отдельных машин на существующие линии, как правило, ничего не дает». Представители научных кругов, ссылаясь на опыт ряда амурских аграриев, утверждают, что часто хозяйства самостоятельно закупают технику, которая не сочетается с остальным оборудованием и не может проявить себя должным образом. «Нужно рассматривать не отдельную машину, а тянуть всю технологическую цепочку», — уверены в институте механизации.

— Накануне правительство области выставило на конкурс проект создания региональной концепции технологического перевооружения существующих линий по подработке зерна. Фактически с ее созданием станет ясна и политика в данном вопросе. Сейчас у наших сельхозпроизводителей достаточно разрозненная база. В концепции будут указаны не только перечень рекомендуемой техники, но и конкретные рекомендации для каждого хозяйства, — рассказывает представитель ДальНИПТИМЭСХа Юрий Зайцев.

— В Приамурье параллельно со строительством новых поточных линий оправданно вести работы по модернизации и капитальному ремонту существующих мощностей. Поддерживать действующее оборудование необходимо, потому что полностью заменить его быстро не получится - это очень накладно для хозяйств. Но модернизировать их все равно необходимо — они изначально создавались для хозяйств европейской части России и не учитывают специфики Дальнего Востока. В частности, высокой влажности и засоренности зерновых и высокого травматизма бобов сои при подработке, — считает заведующий отделом технологии машин послеуборочной обработки зерна и подготовки семян института механизации Валентин Хилько.

Возрастная категория материалов: 18+