А руководство Сбербанка определило их в концепции развития до 2014 года на вполне амбициозном уровне: расширить международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии, увеличить прибыль более чем в три раза, повысить производительность труда в четыре раза и при этом сократить численность персонала на 15 — 25%.

Ребрендинг, по-другому смену имиджа, — этап, который проходили многие банки на пути своего развития. В Приамурье местные банки имеют богатый опыт преображения. Вспомнить для начала тот факт, что еще пару лет назад Восточный экспресс банк назывался Дальвнешторгбанком. Новое имя и символ в виде домика выбрал новый хозяин банка. Также Востоккредит банк в 2005 году сменил прописку с белогорской на благовещенскую, а вместе с ней и кануло в Лету имя Белогорскагропромбанк. Оранжевые знамена Азиатско-Тихоокеанского банка также появились только три года назад. Амурчане довольно быстро привыкли к новому имиджу бывшего Амурпромстройбанка.

Столь разительные перемены происходили не только в масштабах нашего региона. На кардинальную смену имиджа шли крупнейшие игроки банковского рынка: Альфа-банк, банк Москвы, УРСАбанк. Наконец, банк с государственным участием Внешторгбанка провел масштабную кампанию по сокращению названия до трех букв «ВТБ» и выделению розничного направления в банк ВТБ-24. Правда, по привычке многим до сих пор не раз приходится слышать знакомое «Внешторгбанк» даже из уст Премьер-министра России. Не все перемены легко приживаются в сознании и в народном лексиконе.

Что выйдет из ребрендинга Сбербанка? Краткозвучное «СБР»? Пожалуй, ждать осталось недолго. Судя по тому, с какой активностью в прессе стала обсуждаться стоимость смены имиджа главного сберегательного банка страны, новые преобразования на вывесках отделений банка не останутся незамеченными. Кстати, переделке подлежит и символ Сбербанка. На смену знакомому кругу с полосками, символизирующему открытый кошелек, должен прийти более современный логотип. Первые преобразования уже претерпел корпоративный сайт кредитной организации: вышло вполне современно и удобно.

Пока значимых визуальных перемен не произошло, внутри банка они идут полным ходом. Все началось с довольно неожиданной для сотрудников банка рассылки писем лично каждому сотруднику от имени руководителя банка Германа Грефа. Он не скрывал своих амбициозных планов сразу после избрания на должность в ноябре 2007-го. Проявлением решительных действий стали будоражащие сознание рекламные ролики Сбербанка, до этого не отличавшегося большой рекламной активностью на телевидении. Так началась пропаганда образа банка, которому можно доверять.

Однако главное новаторство, таящее сюрпризы для клиентов, заключается в планируемом разделении банка на два блока — розничный и корпоративный. Одни займутся обслуживанием населения, другие — работой с юридическими лицами. О таких переменах сказано в концепции развития Сбербанка до 2014 года. Работники крупнейшего банка страны уже предупреждены о разделении структурных подразделений «нового» Сбербанка на бэк-офисы и фронт-офисы. Проще говоря, в народном банке офисы обслуживания могут перейти на такой формат работы: часть сотрудников, «лица» банка, будут принимать документы, общаться с клиентами и заключать сделки, а другая часть, скрытая от глаз клиентов, будет вести операционную работу, обслуживать сделки.

Пока судить такие реформы не берется никто. В неофициальных разговорах сами работники Сбербанка с настороженностью воспринимают предстоящие перемены. На форумах банковских работников преобладает пессимистичный настрой и вопросы вроде таких: не растеряет ли Сберегательный банк России с новым лицом своих старых и верных клиентов?

Стоит заметить, что банковский ребрендинг приносит неоднозначные результаты. Чаще всего необходимость смены образа банка возникает при его консолидации с другой компанией. Обращаются к ребрендингу и для привлечения внимания, захвата новых рынков, усиления уникальности образа компании.

Ребрендинг Сбербанка — мера необходимая и полезная до определенного предела, отмечают многие аналитики. Разделение обслуживания частных лиц и бизнеса может принести положительные плоды для Сбербанка. Хотя и не стоит забывать про поговорку «За двумя зайцами погонишься...» При выделении розничного бизнеса банку не удастся экономить на масштабе, будут дублироваться некоторые службы, возникнут проблемы с разделением ответственности. Наконец, смена стиля, узнаваемого логотипа и разделение бизнеса могут вызвать сумятицу у клиентов, особенно у давних поклонников Сберегательного банка России. Посмотрим, какие пути выхода из этих проблем найдет Сбербанк.

Возрастная категория материалов: 18+