Группа готовится к переброске.Группа готовится к переброске.

Воздушный десант

Самый простой и быстрый путь обнаружения пожара — воздушный. В распоряжении Архаринской авиабазы охраны лесов к моменту нашего приезда были вертолет и самолет. Самолетом преимущественно проводят разведку, а вертолетом осуществляют доставку людей и продовольствия. Некоторые десантные группы остаются в лесах больше недели: человеческих сил не хватает.

Наш вылет с Архаринского отделения авиабазы намечен на полдень, цель — мониторинг ситуации и переброска десанта к очагам пожаров. Техник поглядывает за журналистами, трогать ничего не разрешает. Учит правильно открывать иллюминаторы — чтобы не сломали ничего. Группа огнеборцев из 10 человек забрасывает в вертолет мешки с тушенкой, хлебом, «Дошираком», упаковки минеральной воды, блоки сигарет. Провизии с собой берут столько, что проход между сиденьями полностью занят. «Ну что, билеты все купили?» — спрашивает пилот, чем вызывает немного нервный смех в салоне.

По пути к точке высадки замечаем новый пожар и облетаем его по кругу. Вблизи новых возгораний воздушные разведчики долго не задерживаются. Точку отмечают на карте GPS-навигатора, сегодня же туда отправят группу для ликвидации. А пока нужно осуществить переброску десанта к наиболее интенсивным пожарам. Борьбу с огнем ведут в основном утром и вечером, когда стихает ветер.

— Когда есть ветер, огонь распространяется очень быстро, и подходить к нему нельзя из элементарных соображений техники безопасности, — рассказывает летчик-наблюдатель Виктор Кирилов, прибывший в Архаринский район на подмогу из Якутии. — Человеческая жизнь все же дороже лесных массивов.

Потому и журналисты огонь видели лишь с высоты. На земле далеко от вертолета без надобности гостей не отпускают. Да и рядом с другими пожарами уже ждут. Кто продуктов, а кто и смены караула.

Вертолет не всегда может приземлиться в непосредственной близости от огня. В таких случаях на страховочных тросах вниз спускают несколько человек, которые готовят площадку для основной группы. Именно так высадилась первая группа. Трое умельцев соскользнули вниз и подготовили плацдарм для остальных. Учитывается также и близость водоема: огонь необходимо чем-то тушить.

Пока вертолет не улетел, лучше держаться к нему поближе: воздушный поток практически сбивает с ног. Шум в железной махине и рядом с ней стоит такой, что крик в ухо воспринимается как шепот. Минут через десять к такому общению привыкаешь.

Корректировку наземных действий часто осуществляют с воздуха. Пилотам самолета с большой высоты лучше видно, с какой стороны ударить по разбушевавшейся стихии. Сделав необходимые выводы, специалисты сбрасывают план действий, перевязанный красной лентой, пожарным.

Приземляемся на опушке леса, где уже ждет одна группа. Давно не брившиеся лесники принимают буханки хлеба из вертолета. «Они ждали переброски, но она пока не требуется. Хоть еды им подбросим», — кричит Виктор Яковлевич. Снабдив пропитанием несколько групп и сделав несколько кругов над лесами, возвращаемся. Впереди еще два вылета.

Миллионы на пожары

Самая тяжелая ситуация с пожарами в Архаринском районе сложилась по нескольким причинам. Здесь дольше лежал снег, а потому пожароопасный период начался позже, говорят специалисты. На очереди северные районы области. Когда в Свободненском районе бушевали страсти, в Архаринском все только начиналось.

— Подавляющее большинство возгораний происходит вблизи населенных пунктов, — говорит заместитель начальника управления лесного хозяйства области Виктор Коносевич. — Многим не терпится выгнать скот на пастбища. Чтобы скорее появилась зелень, нужно освободить для нее место. Люди самовольно выжигают пожелтевшую траву, что нередко приводит к серьезным последствиям. Подобные отжиги нередко перерастают в лесные пожары.

— Обстановка с пожарами в области в этом году сложная, но гораздо лучше, чем в прошлом, — отмечает начальник управления лесного хозяйства Амурской области Алексей Венглинский. — Работают 149 сотрудников отделений авиабазы и лесхозов. Еще 74 человека привлечены со стороны. Задействовано 42 единицы техники. Главное отличие от прошлогодней ситуации в том, что пожары тушатся более оперативно. Работа проводится намного эффективнее.

В этом сезоне 32 миллиона рублей на тушение пожаров область получила из федерального бюджета, еще 70 миллионов пустили на авиапатрулирование. Областной бюджет выделил 20 миллионов на ремонт техники лесхозов и авиабазы.

Мнение

Первый заместитель председателя правительства области Виктор Капканщиков:

— Наша главная забота — чтобы пожары не дошли до населенных пунктов. Мы дали возможность главам всех муниципальных образований вводить на своей территории особый противопожарный режим, на сегодня он действует в девяти районах. Плюс в начале весны проводились масштабные учения для руководителей муниципалитетов, и результаты работы налицо. Кроме того, распоряжением губернатора сняты с должности директора двух лесхозов — Архаринского и Белогорского — за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Такие карательные меры мы вынуждены применять, чтобы, наконец, переломить ситуацию, которая долгие годы складывалась на амурской земле. Те показатели, которые сегодня есть, внушают уверенность в том, что ситуация с тушением пожаров в корне изменится.

Пожары в цифрах

271 рейд проведен с начала пожароопасного периода сотрудниками органов ГПН совместно с УВД и лесхозами.

184 материала по лесным пожарам поступило на сегодняшний день в органы дознания территориальных подразделений ГПН области из лесхозов.

12 уголовных дел возбуждено по признакам преступления статьи 261 УК РФ «уничтожение или повреждение лесных насаждений».

251 природный пожар на общей площади 109468 га был зарегистрирован в этом году с начала пожароопасного периода.

По сообщению пресс-службы Амурского управления МЧС России.

Возрастная категория материалов: 18+