Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №20 (28911) от 28 мая 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
31 мая 2020,
воскресенье

Честь имею. А она не продается

Анатолия Мухина не взять ни рублем, ни долларом

Общество

В последнее время СМИ выплеснули столько негатива на ГИБДД, что слова «гаишник и взятка» стали почти синонимами. И мало кто вспоминает о том, что работа сотрудника Госавтоинспекции постоянно связана с повышенной опасностью и риском. За последние три года в России 206 инспекторов ГИБДД погибли и 2238 получили ранения при исполнении служебных обязанностей.

Честь имею. А она не продается / В последнее время СМИ выплеснули столько негатива на ГИБДД, что слова «гаишник и взятка» стали почти синонимами. И мало кто вспоминает о том, что работа сотрудника Госавтоинспекции постоянно связана с повышенной опасностью и риском. За последние три года  в России 206 инспекторов ГИБДД погибли и 2238 получили ранения при исполнении служебных обязанностей.

В амурской ГИБДД и раньше было, и сегодня служит немало честных сотрудников. К числу таких можно смело отнести участников боевых действий, ветеранов войны в Афганистане Андрея Пивикова и Анатолия Мухина. В свое время о неподкупности Анатолия Мухина в среде «крутых водил» и криминальных авторитетов почти что легенды ходили. Рассказывают, если инспектор Мухин стоял на линии, заядлые лихачи боялись ездить по городу. Знали: нарушителям правил дорожного движения он спуску не даст, невзирая на лица и звания. И ни за какие деньги.

Папа Толя

Сам Анатолий Мухин эти рассказы считает несколько преувеличенными. Но, вспоминая сегодня о своей работе в Госавтоинспекции, говорит, что «телефонным правом» он никогда не пользовался. Хотя на инспектора много раз пытались давить и воротилы бизнеса, «отмазывая» своих нерадивых сынков, и представители местных диаспор.

— Мне говорили, мол, я предвзято отношусь к некоторым лицам из дружественных республик. А я всегда на это отвечал: пусть ездят нормально — правила для всех едины, — улыбается Анатолий Геннадьевич. — Конечно, были моменты, когда остановишь нарушителя, а тот начинает тебя унижать, хватает сотовый, говорит, что якобы звонит кому-то из высшего руководства УВД. Потом сует тебе трубку... Я все равно всегда оформлял протокол, как положено. Делал все по закону.

Строгому инспектору столько раз пытались взятки предлагать, не счесть. Но автодорожные «хроники» со временем поняли: бесполезно. Мухина ничем не возьмешь. Ни рублем, ни долларом!

— Я — боевой офицер. Прошел войну. Это навсегда осталось вот здесь, — Анатолий прижал руку к сердцу. — И буду еще позориться перед каким-то наглецом, даже с большими связями? Не дождетесь!

Анатолий Мухин пришел работать в ГАИ уже будучи военным пенсионером. Сначала был дознавателем в Шимановске, потом получил жилье в Благовещенске и назначение в спецвзвод старшим инспектором, нес дежурства на дорогах.

— Иногда работаешь с людьми, думаешь, что все о них знаешь. А потом оказывается, что рядом с тобой человек удивительной судьбы. Так вышло и с Анатолием Геннадьевичем, — вспоминает сотрудник службы пропаганды амурской ГИБДД Андрей Пивиков. — В один из праздничных дней, 9 мая, приходит на работу, а у него три боевых ордена на груди. Для всех стало неожиданностью, что Анатолий Геннадьевич служил в Афганистане. Я тоже не афишировал, что был там. Нам было о чем вместе вспомнить. В общем, родственная душа, такой мужик, настоящий... В дежурной части, где Анатолий Геннадьевич к тому времени работал старшим дежурным, все его называли уважительно «папа Толя».

Перстень со смыслом

Ветераны боевых действий вместе проработали в ГАИ десять лет. Сослуживцы их всегда уважали. Было за что.

— Работа инспектора опасная. А в лихие 90-е, когда по всей стране, и в том числе у нас в области, процветал криминал, работать было особенно трудно. Чуть что, «товарищи из южных республик» начинали загибать пальцы, качать свои права, — вспоминают гаишники, кому пришлось тогда стоять с жезлом на дорогах. — Один из ярких примеров: все инспектора тогда знали опознавательный знак главаря одной из «приближенных диаспор». Догадываетесь, наверное, почему. Если его крутую машину вдруг останавливали на посту ГАИ, он выставлял в окно руку с большим узнаваемым перстнем. Наказать нарушителя ПДД и тем самым нарушить негласный указ, редко кто осмеливался. Хозяин перстня тут же брал трубку и звонил куда надо.

По словам самих людей в погонах, ни Мухин, ни Пивиков даже в таких непростых ситуациях никогда не прогибались. А искушение было велико.

— Задержки по зарплате были по полгода. Зубную пасту не на что было купить. Да что там паста… Булку хлеба домой принесешь, дети радовались. Как-то во время дежурства на линии у меня кровь из носа побежала от недоедания и усталости, — у Андрея Пивикова от таких воспоминаний даже голос перехватило. — Останавливаю машину с приморскими номерами, спрашиваю документы. А водитель достает из кармана и с улыбочкой протягивает четыре сотни долларов. По тем временам сумма для меня просто запредельная! Говорит мне с южным акцентом: «На, возьми, купишь детям конфет или что-то поесть». Меня аж качает, а он тычет своими баксами мне в грудь. Я их не взял, конечно, а водителя доставил в отделение милиции. Оказалось, что этот человек был в розыске. Таким же принципиальным всегда оставался и Анатолий Геннадьевич. Он для меня был во всем примером.

К тем, кто проработал тот период и «не лег ни под кого», в среде профессионалов уважение особое. Это настоящие офицеры, настоящие гаишники. По словам самих ветеранов боевых действий, большую роль в формировании их характера сыграл Афганистан. В мирной жизни порой бывает сложно разобраться в человеке. Иное дело — война, где каждый виден как на ладони. Не важно, локальная она или отечественная — любая война обнажает в человеке всю его суть. И если ты выдержал это испытание, то внутри остается стержень, который потом трудно сломать.

Испытание войной

Анатолий Мухин был в Афгане дважды. Только за первую командировку на своем Ми-8 совершил 800 боевых вылетов. Все они, похожие чем-то друг на друга, слились за прошедшие годы воедино. Память сохранила лишь те, которые были связаны со смертельным риском. Один из таких эпизодов — десантирование на Черных горах в Джелалабаде.

— Там духовский укрепрайон был. Мы когда первую ходку сделали, высадили десант нормально, но из шести «вертушек» нас только двое вернулось, — вспоминает Анатолий Мухин. — Первую пару «духи» технически вывели из строя, вторую тоже — один вертолет сел, а второму еще в воздухе пуля двигатель повредила. Он сразу развернулся и прямо с десантниками ушел на Джелалабад, на аэродром. А мы только на площадку приземлились, подбегает контуженный руководитель спецподразделения и кричит: «Ребята, вам приказано загрузить еще и лететь снова». Мы говорим, что там нецелесообразно высаживать десант, только прилетим — нас тут же хлопнут. А он: «Ничего не знаю, приказ «два нуля первого». Думаю, елки-палки, не выполнишь приказ — под трибунал пойдешь…

Ми-8 Анатолия Мухина «прошило» с ДШК по всему борту. Двоим десантникам попало в руки, двоим — в ноги, их прапорщику пуля угодила в спину... Но экипаж узнал о потерях, только когда смогли приземлиться на блокпост.

— Подбежал Шурка — командир экипажа второго вертолета. — Говорит: «Ну ничего себе, сколько у вас АМГ налилось!» И под створки подставил ладони, думая, что это авиационное масло капает. Вдруг отскочил: «Ой, да это же кровь!» Раненых перевязали, потом пришли вертолеты, забрали всех нас и убитых, вертолет оставили на площадке чиниться.

Андрей Пивиков служил радистом в разведцентре 40-й армии. Как и многие, кто прошел Афганистан, он считает: «Все, кто прибыл туда на самолете, своей жизнью обязаны таким военным асам, как Анатолий Мухин».

Принимаю удар на себя

— Во время посадки в Ташкенте я первым забежал в Ил-76 (шустрый был, ума еще не было) и уселся возле двери, через которую десантируются прыжки, там сбоку были иллюминаторы. Когда мы начали садиться над Кабулом, я видел, как четыре «вертушки» прикрывают посадку, крутятся под нами и подставляются под ракеты — «Стингеры», «Блоупайпы». У них работа заключалась в том, чтобы брать удар на себя. Если будет залп ракеты, то погибнет вертолет — это 2 — 3 человека, а нас в самолете было 200 человек.

По словам Андрея Стефановича, взлет и посадка большого самолета в Афганистане — это была целая операция.

— Я такого больше нигде потом не видел — ни на видео, ни в кино. Ил-76 становится на полосе. Четыре «вертушки» зависают по бокам, спереди и сзади. Затем по команде все вчетвером уходят вперед. Ил-76 разгоняется, долетает до определенного места и выныривает между ними. И тут начинается карусель: «вертушки» выходят направо и по часовой стрелке крутятся, принимая удар на себя. Каждый их вылет был уже подвигом.

За свою первую афганскую командировку Анатолий Мухин был награжден двумя орденами — «За службу Родине» III степени и Красной звезды. За вторую получил второй орден «За службу Родине» II степени — награда за спасенного летчика.

— Мы на ПСО (поисково-спасательное обеспечение. — прим. авт.) дежурили. Тут сигнал: «Заберите летчика». Одни — у нас керосин кончился, другие — у нас снарядов нету, а мы парой летели. Я говорю: у нас есть. Летчик в «зеленку» сел на парашюте, смотрим, «духи» его уже окружили, он отстреливается, гранаты бросает. Успели его забрать живым. Потом они с комеском пришли нас благодарить с канистрой спирта. «Мужики, — говорят, — спасибо».

… Сегодня Анатолий Мухин трудится в одной из частных компаний Благовещенска, охраняет важные объекты. Его работа тоже сопряжена с определенными трудностями. Вот так, по его словам, он и прожил всю свою «рисковую жизнь»: никогда не врал и никогда взяток не брал.

— Когда я работал инспектором ГАИ, останавливал на дорогах злостных нарушителей, забирал их машины на арестплощадку, было такое, что мне угрожали: «Да мы тебя зарежем, в землю закопаем…» Я просто внимания не обращал и делал свое дело, — говорит военный летчик. — После того, что я пережил в Афганистане, мне в жизни уже ничего не страшно.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Чехов в полный рост появится на фасаде благовещенской библиотекиОбщество
Сити-фермерство, ветеринария и фитнес: новые мастерские открываются в амурских колледжахОбщество
Работник Покровского рудника украл золото на 1,1 миллиона рублейПроисшествия
В Первомайском парке Благовещенска откроют комнату матери и ребенкаОбщество
Гороскоп на 30 мая: Львы будут поучать, а Весы всех веселитьСоветы
Первоначальный взнос по ДВ-ипотеке снизят до 15 %Экономика

Читать все новости

Общество

Сначала деньги — потом проезд: в благовещенских автобусах меняется схема расчёта Сначала деньги — потом проезд: в благовещенских автобусах меняется схема расчёта
Чехов в полный рост появится на фасаде благовещенской библиотеки
Сити-фермерство, ветеринария и фитнес: новые мастерские открываются в амурских колледжах
В Первомайском парке Благовещенска откроют комнату матери и ребенка
Циклон принесёт дожди в Амурскую область
Система Orphus