Пять-шесть видов продукции составляют восемьдесят процентов выпечки. Пять-шесть видов продукции составляют восемьдесят процентов выпечки.

Вчера в рамках «АмурЭкспоФорума» состоялось заседание «круглого стола» по проблемам в сфере хлебопечения. Несмотря на то что формат «круглого стола» соблюден не был и выступления имели формы монологов, мероприятие оказалось более продуктивным, нежели большинство аналогичных собраний. Производителям было активно предложено образовать региональную ассоциацию хлебопеков.

Несмотря на то что хлеб является стратегическим продуктом, внимания на проблемы пекарей практически никто не обращает. Хлебопекарное лобби в регионе практически отсутствует и даже близко не стоит с лобби строителей, растениеводов, производителей алкоголя, колбасы и молока. В отличие от вышеперечисленных отраслей проблемы амурских пекарей известны, пожалуй, лишь самим пекарям.

— Когда речь заходит о хлебе и хлебопечении, мы слышим с высоких трибун высокие слова о том, что хлеб всему голова. Но когда это переходит в плоскость реальных дел, декларируемое главенство хлеба оказывается пустым звуком. Власти своим вниманием хлебопеков не баловали — господдержка оказалась символической и эпизодической, системный подход и вовсе отсутствовал. О хлебе по большому счету вспоминали лишь тогда, когда происходили резкие скачки цен, — возмущенно обрисовал ситуацию в отрасли один из участников совещания.

Сейчас в Амурской области работает около 230 производителей мучных изделий. На пике пекарного бума хлеб в регионе выпекали почти 370 организаций. Последние пять лет количество пекарен сокращалось, что согласуется с общероссийской тенденцией. Специфика региона оказалась обусловлена низкой плотностью населения и большими расстояниями. Если на западе 80 процентов хлеба производится на крупных предприятиях, то в случае с Приамурьем сложилась совершенно противоположная картина.

— Долго стоял вопрос, быть или не быть промышленному хлебопечению. В итоге решился: не быть. Зачастую объем производства у хлебозаводов был ниже, чем у небольших пекарен, при этом приходилось нести большие затраты на содержание инфраструктуры, — говорит консультант отдела продовольственных ресурсов областного минсельхоза Елена Романова.

В год амурские хлебопеки производят 47 тысяч тонн мучных изделий. Это только официальная статистика. Однако очевидно, в нее попадают далеко не все объемы. Так, по словам одного из предпринимателей, в селе Поздеевка Ромненского района уже несколько лет действует нелегальная пекарня. В то время как «серый» хлеб поступает на прилавки магазинов, честные пекарни несут убытки, бюджет недополучает деньги. Местные власти — от администрации до милиции и надзорных инстанций, казалось, закрыли на существование проблемы глаза.

Несмотря на то что в России потребление хлеба понемногу снижается, в Амурской области, по официальной статистике, оно, напротив, растет. Обычно этот показатель как лакмусовая бумажка отражает состояние общества: чем ниже уровень жизни, тем большее количество хлеба съедают люди. Однако в Амурской области объективных причин для роста производства хлеба нет — население региона сокращается, за пределы области хлеб не экспортируют.

— Сейчас малый бизнес бодается между собой. И пока эта позиция не изменится, пока вы каждый сами по себе и неорганизованны, вы не будете представлять никакой силы, — уверена Елена Романова.

— Я согласен на тысячу процентов с этой простой, казалось бы, мыслью — ваша сила в объединении. Конечно, некоторые будут придерживаться позиции «моя хата с краю», но вы все равно придете к тому, что нужно будет объединяться, чтобы защищать свои интересы. Яркий пример тому — всем известная ситуация с производителями колбасы, — считает председатель совета по малому и среднему предпринимательству при правительстве Амурской области Владимир Осташ.

С тем, что создание объединения необходимо, уверены как крупные, так и мелкие производители. Впрочем, у большинства участников «круглого стола» идея сформировать организацию энтузиазма не вызвала. Скептически отнеслись к идее создания объединения и наблюдатели. Около десяти лет назад амурские производители хлебобулочных изделий уже образовали гильдию пекарей. В нее вошли около двадцати предприятий. Главной целью объединения было преодоление сложностей с закупкой сырья. Просуществовав пару лет, формальное образование прекратило свое существование.

— Ассоциация нужна в первую очередь для того, чтобы организованно отстаивать свои интересы во власти, получать господдержку. Ведь предприятиям, которые сейчас имеют доступ к бюджетным ассигнованиям, деньги дают не на пустом месте. Нужно ходить, доказывать — под лежачий камень, как известно, вода не течет, — уверен политнаблюдатель Евгений Огородский.

Возрастная категория материалов: 18+