Письма — единственная возможность связаться с родственниками.Письма — единственная возможность связаться с родственниками.

В процессе экскурсии члены совета посетили производственные цеха, медицинскую часть, банно-прачечный комбинат, профессиональное училище и корпус одного из отрядов. Попасть постороннему в исправительную колонию так же непросто, как и выйти из нее. Через пропускной пункт проходят по трое: пока не щелкнет замок одной двери, следующую не откроют. Между внутренними решетками проводят досмотр. Чтобы ничего не утаили за спиной, на стенках под определенным углом установлены зеркала.

У внутренней двери переминаются с ноги на ногу двое заключенных. С другой стороны их уже ждут родственники — они выходят. Надеемся, что они не попадут в те самые 2—3%, которые, согласно местной статистике, очень скоро возвращаются.

— Был случай, когда человек всего несколько часов побыл на свободе, — вспоминает начальник исправительной колонии № 8 Владимир Иванищев. — Пытался украсть что-то из ларька. В течение прошлого года в «восьмерку» прибыло 613 заключенных, убыло — 623 (из них освобождено порядка 200 человек, остальные были переведены). На сегодняшний день в колонии содержится 1281 человек при лимите в 1018. Отсюда — третий ярус кроватей и нехватка некоторых предметов мебели. Охраняют, лечат и обучают заключенных 165 сотрудников.

Чуть больше 200 человек трудоустроены, 80 занимаются хозяйственно-лагерным обслуживанием: дневальные, завхозы, уборщики. Многие просто не хотят работать — и так кормят. Поскольку больше половины заключенных — юноши в возрасте до 25 лет, многие получают здесь свои первые трудовые навыки. На базе колонии работает ПУ № 332, где можно получить знания по профессиям электрик, сварщик, маляр, кочегар и многим другим.

— Пятерки тут ставить не принято, — говорит мастер производственного обучения электромонтеров Геннадий Боровиков. — Выделяющихся сокурсники не очень жалуют. А ведь есть умные ребята, усердно занимаются — хотим присвоить им четвертый разряд. С многих, конечно, знания как с гуся вода: сегодня показал ему, завтра он уже все забыл.

Чтобы работающие в ночь могли отдохнуть, всех их объединили в один отряд. Те, кто также устает в дневную смену, не станут мешать отсыпающимся после ночной. В корпусе тишина. В отдельной комнате есть телевизор. Любимый канал — Муз ТВ, по другим предпочитают смотреть новости. При упоминании шоу «Дом-2» все морщатся.

Работа в производственных цехах кипит постоянно. Некоторые работают в три смены. В швейном цеху бригадир Сергей Шестаков, готовящийся к досрочному освобождению, передает мастерство 18 работникам своей бригады. Здесь шьют унты, ботинки, чехлы для автомобилей, уздечки, седла. За смену один работник изготавливает минимум 150 наволочек из бязи. Специального образования почти ни у кого нет, умение пришло с опытом. Седла по заказу ипподрома делает молодой человек, отбывающий срок за конокрадство.

В другом цеху гремит техника по обработке дерева. Здесь делают мебель и другие необходимые в быту вещи. Нарды, зеркала, маски, сувениры и другие красивые изделия из дерева продаются в магазине за ограждением. Прибыль — лишь приятный бонус. Главное — занятость и социализация зэков. Старший мастер Георгий Гукало руководит работниками из «особого контингента» уже пять лет.

— Вот сегодня сварщики делают по заказу Чигиринской администрации мусорные контейнеры, — увлекая в глубь помещения, говорит Георгий Константинович. — Для ДальГАУ наши ребята делали парты, для медицинских учреждений — посты медсестер. В прошлом году для разных предприятий мы изготовили порядка 600 дверных блоков. Сейчас из-за кризиса заказов стало поменьше, но работа есть. Многих ребят обучаем с нуля. Общаться с ними не страшно, главное — подход. Все же люди.

Возрастная категория материалов: 18+