Пока местные власти и население не спешат менять границы своих поселений.Пока местные власти и население не спешат менять границы своих поселений.

В чем причины и так ли необходимо объединение, обсуждали на семинаре-совещании с руководителями представительных органов местного самоуправления Приамурья, которое состоялось в Серышевском районе. Мнение депутатов узнал и корреспондент «АП».

Карта Амурской области неоднократно перекраивалась. Только если в советские годы села крепли и разъединялись, то теперь назрела противоположная необходимость — сливаться. 131-й ФЗ, по которому наша область живет с января 2006 года, требует, чтобы каждое село имело свой бюджет, само зарабатывало и содержало себя. А этих средств, как правило, не хватает. Зачастую большая часть казенных денег тратится на содержание управленческого аппарата. Потому, объединив муниципалитеты, можно сэкономить на чиновниках, а высвободившиеся деньги направлять на улучшение благосостояния самих сел. Однако главы сельсоветов, да и сами жители пока эту идею воспринимают без особого восторга.

— В декабре 2007 года мы проводили референдум в 12 муниципальных образованиях, — рассказывает председатель Ивановского районного совета народных депутатов Николай Шведов. — Все они были признаны состоявшимися, явка была очень хорошей, но в итоге только две территории — Успеновский и Ивановский сельсоветы — изъявили желание объединиться. Их объединили в один Ивановский сельсовет. В основном «против» были те, кого хотели присоединить. Могу сказать, что плюсы от объединения есть, и это, прежде всего, экономия денег. Но в то же время нужно очень постараться, чтобы при этом не были ущемлены интересы людей, чтобы территории не оказались брошенными. Здесь многое зависит от главы, который должен уделять равное внимание всем селам, которые вошли в объединенный сельсовет. А минус для жителей есть: если человеку из бывшего Успеновского сельсовета нужно получить справку, то ему приходится ехать в Ивановку.

Смена административного центра при преобразовании сельсоветов — это один из моментов. Но проблему с получением каких-либо документов и справок можно решить, если в каждом селе останется представитель администрации, который мог бы их выдавать. Гораздо больше волнуют вопросы финансового характера.

— Мы — одна из немногих территорий, которая имеет профицитный бюджет, — говорит глава Озерненского сельсовета Ольга Аркадьева. — Наверное, нам повезло больше всех, потому что на нашей территории находится аэродром «Украинка» и поступления подоходного налога у нас достаточно высокие. Бюджетная обеспеченность жителей составляет 3,5 тысячи рублей на одного человека в год. Но если к нам присоединятся другие сельсоветы, то она сократится до 1,5 тысячи. На мой взгляд, при укрупнении станет хуже управляемость территорией, снизится доступность власти для населения.

— В объединении я вижу больше минусов, чем плюсов, — считает глава Аргинского сельсовета Михаил Слугин. — Во-первых, снизится бюджетная обеспеченность населения, а, во-вторых, оперативные вопросы станет решать сложнее, ведь границы территории расширятся. Как вариант, можно провести слияние, реорганизовать территорию и создать ТОСы, но в таком случае сокращения управленческого аппарата не произойдет, а значит, и экономии не будет. Либо надо оставить на селе специалиста, но этот человек должен обладать широчайшим кругом знаний и опытом. Опять же он может уйти в отпуск или заболеть, то есть нужно чтобы было хотя бы два человека. Но в итоге получается, что избавляемся от главы села — и тут же создаем новую надстройку.

— Не нужно нас объединять, пусть нам лучше хоть немного помогут в финансовом плане, — коротко выразил свою позицию глава Сосновского сельсовета Владимир Стиба.

— Да, я тоже так считаю, — поддержал коллегу глава Водораздельненского сельсовета Николай Макаров. — Вот по нормативу в наш бюджет идет лишь 10% от подоходного налога, а все остальное забирают. Так пусть оставят все 100%, тогда хватит средств решать местные вопросы.

Кроме того, объединение может оказаться весьма затратным мероприятием. Слияния должны обеспечить и его финансирование. Например, если изменятся границы муниципалитета, то придется составлять новые карты, а это дорогостоящая работа. Возникнут также расходы с проведением референдума, на котором должен решаться вопрос об объединении. Все эти затраты в итоге лягут на муниципалитет.

— Серышевский район высокодотационный, у нас всего 17 процентов собственных доходов, — говорит председатель Серышевского районного совета народных депутатов Сергей Касырников. — Сегодня обозначена четкая линия, что территории, которые не имеют собственных доходов, рано или поздно будут укрупнены либо упразднены. Но не получится ли, что тот же Озерненский сельсовет свои доходы направит на проблемы тех сел, которые присоединятся. В то же время есть такие сельсоветы, которым необходимо объединяться из-за тяжелого экономического состояния, как, например, Водораздельненский и Сосновский. Но люди в основном против, потому что уже привыкли так жить и перемен не хотят.

— Объединение территорий — вопрос очень серьезный, и важно взвесить все плюсы и минусы, — отметила начальник внутренней политики аппарата губернатора и правительства области Валентина Швец. — Население боится этого, потому что после объединения могут возникнуть неудобства. Но проблему с получением справок можно решить, если оставить в селе заместителя главы объединенного сельсовета, который будет заниматься этими вопросами. В то же время плюсов больше. Объединение позволит оптимизировать расходы и расширит сферу деятельности некоторых предприятий: если раньше они обслуживали только одно село, то после слияния смогут обслуживать несколько. Я считаю, что власти должны убедить население, что хуже не будет и другого пути выжить просто нет.

— В основном, конечно, главы против объединения, и здесь нужно разбираться почему, — отметил вице-спикер Заксобрания, председатель комитета по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Виктор Логачев. — Сегодня этот процесс активно идет в других регионах, и думаю, что в конце концов мы тоже пойдем по этому пути. Сегодня необходимо оптимизировать структуру управления, потому что доля расходов на управленческий аппарат в большинстве территорий очень велика. Но к объединению нужно подходить осторожно и делать это только в тех территориях, где это действительно необходимо.

Возрастная категория материалов: 18+