Продукция стекольных предприятий всегда востребована.Продукция стекольных предприятий всегда востребована.

Сегодня руководство области и инвесторы посетят территорию бывшего предприятия и примут решение о том, будет ли на его базе создаваться новое производство. Райчихинский «Дальстек» был единственным стекольным предприятием на территории Дальнего Востока и Сибири. В годы стабильной работы на нем было занято около 2 тысяч человек. Здесь выпускали оконное стекло, бутылки, посуду и другую продукцию. В конце 80-х годов завод одним из первых начал напрямую сбывать продукцию в Японию, Китай, Южную Корею. Собственная сырьевая база, уникальное географическое положение, мощность производства позволяли войти в четверку самых крупных стекольных заводов страны. Однако в 1996 году производство фактически остановилось, а 10 лет назад завод был объявлен банкротом.

Имущество Дальстека несколько раз выставлялось на аукцион, однако покупателей не нашлось. Хотя было несколько попыток привлечь сюда и московских, и питерских, и приморских инвесторов. В свое время завод под свое крыло хотели принять такие известные фирмы, как ОАО «Балтика», «Пиво ПИТ». Но, взвесив все «за» и «против», передумали. Как оказалось, проще снести производственные мощности и построить на их месте новый завод: это и быстрее, и дешевле, чем реконструировать старые технологии.

Сегодня власти региона вновь заговорили о возрождении стекольного производства. Где именно оно будет размещено, пока не известно. Сейчас изучается состояние базы старого завода, если это окажется целесообразным, будет прорабатываться проект его восстановления. Но, возможно, завод будут отстраивать с нуля в новом месте. За реализацию этого проекта взялась Буреягэсстрой.

— Были предложения со стороны руководителей Райчихинска и Прогресса принять участие в строительстве стекольного завода, — говорит генеральный директор ОАО «Буреягэсстрой» Геннадий Кузнецов. — Но у меня были сомнения в том, что стекло, которое будет производиться в области, сможет конкурировать по цене с китайским — не секрет, что весь Дальний Восток покупает именно его, так как оно дешевле. При таком раскладе создавать производство у нас в области смысла нет. Но сегодня есть интересный с точки зрения новых технологий проект, который позволит значительно снизить затраты на производство стекла. По предварительным подсчетам, эта экономия с учетом использования местного сырья может достигать 40—50 процентов.

Речь идет о гидротермальном способе переработки аморфных горных пород в комплексное стекольное сырье «каназит». Варка стекла по данной технологии осуществляется при температуре на 250—300 градусов ниже, чем при варке стекла из кварцевого песка — это позволяет снизить энергоемкость производства. Кроме того, технология является экологически чистой и безотходной.

Из каназита можно получить стекло различного химического состава и назначения: оконное, светотехническое, темно-зеленое или коричневое для тары, парфюмерное, хрусталь и другое. По этой технологии, помимо основного продукта, получается также несколько сопутствующих, таких, как жидкое стекло, отбеливающее средство, цеолиты, наполнитель для бумаги, — всего около 25 силикатных продуктов. Все они являются ликвидным товаром и имеют широкое применение в различных отраслях промышленности.

— Мой отец был известным специалистом в области производства стекла, заслуженным изобретателем Армении, — рассказывает вице-президент НП «РСП — Стекло», секретарь Российской инженерной академии, доктор технических наук Рубен Мелконян. — Именно он около 40 лет назад разработал гидротермальный способ переработки аморфных горных пород в целый ряд силикатных продуктов. По этой технологии работали стекольные заводы в Армении. Я рассказал об этом директору Буреягэсстроя Геннадию Кузнецову, и его эта технология заинтересовала. У вас на территории области когда-то работал стекольный завод, а сегодня таких предприятий от Байкала до Камчатки нет. Можно было бы использовать и кадры стекольщиков, и производственные мощности, чтобы реанимировать завод. Сырье имеется на Дальнем Востоке в избытке.

— Стоимость всего завода может составить 600—700 миллионов рублей, — отметил Геннадий Кузнецов. — Но это будет не гигант, а небольшое предприятие по производству посуды и листового стекла. Наращивать мощности можно впоследствии, а сейчас необходимо просчитать экономические возможности реализации проекта.

В самом городе угольщиков на завод возлагают большие надежды. Вся 75-летняя история Райчихинска неразрывно связана с углем, однако по самым благоприятным прогнозам его хватит на ближайшие 10—15 лет. Да и то при условии решения вопроса о переносе железной и автомобильной дорог, под которыми скрыто около 6 миллионов тонн угля. Именно поэтому вопрос ближайших перспектив, а именно создания нового производства, для администрации города сейчас особенно актуален. Стекольный завод — это, пожалуй, единственная надежда райчихинцев.

По итогам совещания было получено положительное решение губернатора о том, что область готова поучаствовать в этом проекте путем предоставления госгарантий для строительства завода и приобретения оборудования.

Губернатор области Олег Кожемяко:

— Гендиректор ОАО «Буреягэсстрой» в ближайшее время подготовит несколько проектов, чтобы было производство не только бутылочного, темного стекла, но и белого. Мы договорились о том, что он представит нам в правительство поэтапный план-график по пуску и по работе или хотя бы проекты по этим направлениям. Мы, соответственно, под это будем подводить свои планы, связанные с оформлением земли, передачей карьера и далее. Когда он определится в ценовом сегменте и по графикам пуска предприятий, представит бизнес-планы, тогда мы подведем под это бюджетную гарантию на строительство завода. Геннадий Кузнецов сейчас ищет различных партнеров, с китайской стороны, европейской. Я думаю, что примерно к 1 июля первые очертания этой программы будут приняты.

Возрастная категория материалов: 18+