Реализация произведенной продукции — один из проблемных моментов. Выпускать ее на склад — не те времРеализация произведенной продукции — один из проблемных моментов. Выпускать ее на склад — не те врем

Несмотря на столь плачевное состояние машиностроительного комплекса, надежда на лучшее будущее у него все же есть. На днях губернатор Олег Кожемяко провел совещание с руководителями крупнейших предприятий отрасли по проблемам и перспективам развития машиностроения.

Эхо нерешенных проблем

Впрочем, утверждать, что одна лишь мировая экономическая нестабильность пошатнула благополучие машиностроительных заводов, наверное, нельзя. «Тяжелый» сектор амурской промышленности в глубоком кризисе находится без малого лет десять. Специалисты отмечают, что здесь существует целый ряд проблем: моральный и физический износ оборудования и технологий, неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции, отсутствие в области крупного бизнеса как основного потребителя продукции машиностроения. Мировая финансовая нестабильность лишь усугубила положение в отрасли: из 270 предприятий более половины получили отказы по договорам на 2009 год.

— Машиностроительный комплекс переживает не лучшие времена и проблемы сегодняшнего дня — это проблемы, не решенные в прошлые годы, — отметила министр экономического развития, промышленности и транспорта области Марина Дедюшко. — Самой большой проблемой остается неполная загрузка существующих производственных мощностей в силу того, что продукция, которая была востребована ранее, осталась недостаточно конкурентоспособной в рыночных условиях. Слишком высоки ее себестоимость, тарифы по транспортировке, электро- и теплоэнергии. Но все-таки главная причина, как мы считаем, кроется в низкой инновационной активности. Слабо обновляется ассортимент продукции, что не позволяет выйти на новые рынки.

Впрочем, нельзя сказать, что машиностроители бездействуют и просто плывут по течению. Есть предприятия, которые пытаются перестроиться на выпуск более востребованных в нынешних условиях изделий. Например, на заводе «Бурея-кран» освоили выпуск металлоконструкций практически любой сложности, а в прошлом году закупили оборудование для производства сэндвич-панелей и профлиста. На эти материалы сегодня очень большой спрос.

— Наши мощности загружены только на 30%, но учитывая, что два года назад завод находился на грани банкротства, радует уже то, что производство сегодня не стоит на месте, — отметил генеральный директор ОАО «Бурея-Кран» Николай Силантьев. — В этом году прогнозируем рост производства и реализации продукции на уровне 25—30 процентов по сравнению с прошлым годом. Правда, сейчас упали заказы по кранам — отчасти сказался кризис, но в большей степени то, что нам становится все сложнее конкурировать по цене с другими производителями. За последние полгода проиграли практически все тендеры из-за высокой стоимости продукции. Но мы рассматриваем и другие проекты, в частности хотим создать линии по выпуску мобильных зданий для вахтовых поселков. Планируем закупить оборудование для изготовления двутавровых балок, которые пользуются спросом.

На заводе «Амурский металлист», который специализируется на выпуске оборудования для горнообогатительных комбинатов, в прошлом году изготовили буровой станок, аналогов которому нет в стране. А по техническим параметрам он не уступает шведской и финской технике. На шимановском заводе «Кранспецбурмаш» тоже не стоят на месте: за последние три года здесь освоили столько видов продукции, сколько не осваивали никогда.

От рудника до АПК

— Я бы не сказал, что машиностроители у нас инертные, — высказал мнение председатель Амурского регионального отделения Союза машиностроителей России Павел Березовский. — Они изготавливают и металлоконструкции, и нестандартное оборудование, причем почти каждый год выпускают новый вид продукции. Наши предприятия работают по всей России — от Южного Сахалина до Калининграда. Но сейчас из-за кризиса идут отказы: большинство наших предприятий выполняют договоры еще 2008 года, но на второе полугодие контрактов нет. Раньше хотя бы давали льготы по электроэнергии, а сейчас этого нет, и наша продукция становится неконкурентоспособной. Ужесточились и требования к выделению кредитов для предприятий. Проблема и в том, что «бэушная» техника из Китая и Японии заполонила рынок и вытеснила нашу продукцию.

Впрочем, как выяснилось, продукция местных машиностроителей востребована в самых разных отраслях народного хозяйства, в частности в золотодобывающей, лесной промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и стройиндустрии.

— Когда начинал строиться Покровский рудник, многие наши машиностроительные предприятия принимали участие в этом процессе, — говорит министр природных ресурсов области Григорий Никандров. — Сейчас в области начинает осваиваться месторождение Маломыр, и там тоже потребуется много нестандартного оборудования, поставлять которое могли бы амурские производители. К сожалению, у нас не ведется подземная золотодобыча, иначе можно было бы использовать уникальные горнопроходческие комплексы, которые выпускает «Амурский металлист».

— С ростом посевных площадей идет старение сельхозтехники, возникает проблема уборки урожая, особенно сои, — отметил министр сельского хозяйства области Сергей Вологдин. — В последнее время значительно возросли темпы закупки уборочной техники, в частности в прошлом году было приобретено 156 комбайнов, из которых около 100 — китайского производства. Но с этого года Россельхозбанком не кредитуется, а бюджетами всех уровней не субсидируется приобретение техники иностранного производства, поэтому остается актуальным вопрос сборки и последующего производства этих комбайнов на местных машиностроительных предприятиях. Их можно будет продавать и в другие регионы.

Для решения существующих проблем отрасли разработан целый комплекс мероприятий. Среди них модернизация предприятий и создание новых, развитие внутриобластного и межрегионального платежеспособного рынка машиностроительной продукции. Министерство экономического развития, промышленности и транспорта области подготовило проект основных направлений развития машиностроительного комплекса до 2013 года, который станет стратегическим документом. По каждому из предприятий разработаны конкретные предложения по повышению уровня их конкурентоспособности.

Ожидаемые результаты, по прогнозам специалистов, следующие. К 2013 году объем производства машиностроительного комплекса должен достигнуть уровня 6,8 млрд. рублей, а загрузка производственных мощностей — 60%. Это практически вдвое больше, чем сейчас. Поставить на ноги амурские машиностроительные заводы позволит и реализация на территории области крупных инвестиционных проектов: строительство Дальневосточного металлургического комбината на базе Гаринского железорудного месторождения, космодрома «Восточный», нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», четырех железных дорог, включенных в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, и ряд других.

— Учитывая ведущую роль машиностроительного комплекса в экономике области, мы должны сделать все необходимое, чтобы преобразовать машиностроение в конкурентоспособную, высокотехнологичную отрасль, — резюмировал губернатор Олег Кожемяко. — Необходимо задействовать возможности регионального бюджета, использовать меры господдержки в виде представления гарантий, субсидий по процентным ставкам при получении банковских кредитов для того, чтобы поддержать производство. Реализация произведенной продукции — один из ключевых моментов. Выпускать ее на склад — не те времена.

Цифры

270 предприятий машиностроения работают в Приамурье

50 процентов составляет износ оборудования

30 процентов машиностроительных заводов убыточны

9000 человек трудятся в машиностроении

Возрастная категория материалов: 18+