Уникальность терминала в Сковородине в том, что это единственный терминал такого класса в Восточной Уникальность терминала в Сковородине в том, что это единственный терминал такого класса в Восточной

В Амурской области центр сооружения нефтяной инфраструктуры — Сковородинский район, где одновременно ведется строительство трех объектов: нефтеперекачивающей станции неподалеку от Большого Невера, пункта налива нефти рядом со станцией Сковородино и ветки нефтепровода на Китай. Наш корреспондент побывал в эпицентре строительства и выяснил, в чем уникальность объектов, как повлиял нефтепровод на жизнь сковородинцев, а также узнал, что получит Приамурье от проекта ВСТО.

Терминал вместо пастбищ

Еще два года назад на месте сегодняшней нефтеперекачивающей станции (НПС) у поселка Большой Невер была непроходимая тайга, а в Сковородине, где сегодня высятся емкости с надписями «Транснефть», паслись коровы.

Сегодня Сковородино — огромная строительная площадка. Заканчивается сооружение одного объекта, начинается возведение другого. В прошлом году английская компания «Амерко» сдала в эксплуатацию пункт приема нефти — это конечная точка первой очереди нефтепровода ВСТО. Здесь будет вестись учет поступившей нефти, анализироваться ее качество и далее отправляться на нефтяной терминал. В свою очередь на этом объекте завершается монтаж оборудования. На построенные четыре емкости (по 20 тысяч кубометров каждая) уже нанесены логотипы компании «Транснефть». Механизаторы ведут отсыпку внутренних дорог, на эстакадах монтируются сложные системы энергоснабжения и связи. Стоит отметить, что на объектах «Транснефти» все трубопроводы скрыты под землей, но многочисленные кабели выведены наружу.

— Уникальность терминала в Сковородине в том, что это единственный терминал такого класса в Восточной Сибири и первый на Дальнем Востоке. Здесь используются новейшие разработки ведущих производителей оборудования в мире, — говорит руководитель службы по строительству пункта налива нефти в Сковородине Сергей Беломоев. — Схема работы терминала будет следующей: на путях РЖД готовятся цистерны для погрузки, пропариваются, потом подаются на нефтеналивную эстакаду, которая рассчитана на прием двух составов по 82 вагона. Процесс налива нефти максимально автоматизирован, поэтому участие человека будет сведено к минимуму.

На объекте уже выстроена беспрецедентная система безопасности. Терминал имеет двойное ограждение, видеонаблюдение, усиленную службу охраны. Большое внимание уделяется пожарной защите: здесь запрещено курить на всей территории, а в случае появления искры или дыма на эстакаде моментально сработает автоматическая система пожаротушения: мощные потоки пены должны предотвратить распространение огня.

Обслуживать объект будет подразделение компании «Транснефть» ОАО «Энерготерминал». Специалисты этого предприятия уже работают в Сковородине и готовятся принять терминал в эксплуатацию. Скорее всего, большая часть инженеров будет трудиться на терминале, как и на НПС, вахтовым методом. Сейчас решается вопрос о месте проживания нефтяников: в общежитии либо квартирах. Изначально планировалось, что «Энерготерминал» построит для своих рабочих коттеджи, летом менеджмент компании должен определиться, быть или нет этому проекту. Офисное здание уже сдано в эксплуатацию и находится на территории самого терминала.

Новая жизнь от ВСТО

В целом, за счет строителей нефтепровода бюджет Сковородина увеличился в три раза: с 15 до 45 миллионов рублей. В основном пополнение произошло благодаря налогу на доходы физических лиц.

— Для других городов это, может быть, и небольшая сумма, но для Сковородина — существенная цифра. Сейчас ведем активную работу с предприятиями, которые работают у нас в городе, чтобы поставить их на налоговый учет. Очень трудно вычислить все организации, зачастую у подрядчиков несколько субподрядчиков, а у них, в свою очередь, свои, — говорит глава администрации Сковородина Татьяна Конюшихина. — Деньги планируем потратить на ремонт дорог, которые сами нефтяники и разбивают. Многотонные грузовики носятся по нашим улицам, не соблюдая скоростной режим. Инспектора ГИБДД останавливают их, но водители никак не реагируют, бывает, кинут 100 рублей в окно и едут дальше.

Но, несмотря на временные проблемы, местная власть считает, что нефтепровод вдохнул новую жизнь в район. Реализация проектов «Транснефти» позволяет говорить о перспективах территории не только как транзитной для железной дороги, но и как центра нефтяной промышленности Приамурья со столицей в Сковородине. Этому способствует и ряд других проектов, которые уже осваиваются в районе.

В прошлом месяце началось строительство ответвления нефтепровода на Китай. 64 километра трубы в Сковородинском районе планируют уложить к лету следующего года. Предполагается, что по трубопроводу будут транспортировать 15 миллионов тонн нефти в год, что позволит за 20 лет поставить в КНР 300 миллионов тонн сырья. Сырой нефтью в Сковородине ограничиваться не собираются: в администрации города всерьез говорят о проекте нефтеперерабатывающего завода, для этого есть все предпосылки.

В следующем году компания «Транснефть» приступает к сооружению второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Большая часть трубы пройдет по территории Амурской области и захватит более 10 районов. Таким образом, в экономике Приамурья открывается новая отрасль — нефтяная, которая в России, как известно, является ведущей и самой доходной.

Замуж за хорвата

Нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» коренным образом изменил жизнь местного населения: одни считают в лучшую сторону, другие безудержно твердят, что от строителей одни проблемы. Большинство строителей нефтепровода и сопутствующих объектов — вахтовики.

Из-за удаленности от центра вахта длится три месяца, месяц — отдых. Основная часть нефтяников живет в вахтовых поселках рядом со своими объектами. Однако немалое количество строителей снимают квартиры в Сковородине. По словам главы города Татьяны Конюшихиной, это головная боль для администрации.

— Вахтовики живут в квартирах по 6—8 человек, это большая нагрузка на наши инженерные сети, постоянно забивается канализация, увеличивается потребление воды, — объясняет Татьяна Конюшихина. — В городе ухудшилась криминогенная обстановка: драки на улицах теперь для нас явление обычное.

Однако для местного населения приход нефтяников — хороший способ заработать на сдаче квартир. Однокомнатную квартиру здесь сдают за 15—20 тысяч рублей, двухкомнатную — за 30, а цена трехкомнатной доходит до 45 тысяч. Главные квартиросъемщики — сербы и хорваты, которые работают в компании «Амерко».

Впрочем, иностранцев интересует не только сковородинская недвижимость, но и местные женщины. В районной газете «Амурская звезда» из номера в номер публикуют объявления под рубрикой «Знакомство», где нефтяники предлагают свою любовь сковородинским девушкам. Для слабой половины такие предложения хорошая возможность не только найти страстного мужчину, но и поправить свое финансовое положение.

— Я устроилась на нефтепровод в прошлом году, уже через месяц нашла себе серба, сейчас хочу выйти за него замуж и уехать из Сковородина, — рассказывает о своей романтической истории Ирина. — Мой жених предложил отправиться в свадебное путешествие на остров Сайпан. Скажите, где я смогла бы найти такого мужчину среди наших сковородинцев? У нас половина — пьяницы и тунеядцы.

Хотя тунеядцев в городе уже почти не осталось — уровень безработицы в Сковородинском районе приближается к нулю. Все, кто хотел работать, уже трудятся на объектах «Транснефти» охранниками, поварами, уборщицами. А некоторые предприимчивые жительницы глубинки каждый день растапливают для нефтяников баню, причем, говорят строители, за дополнительную плату могут оказать и интим-услуги.

Кадры со всей страны

На объекте работает около тысячи специалистов со всей России: механизаторы, сварщики, энергетики, строители. Круглосуточно отсыпают дороги, ведут монтаж оборудования. Через несколько дней здесь должны начаться гидравлические испытания, после этого объект будет готов к сдаче в эксплуатацию.

Уже готово здание для обслуживающего персонала — следить за станцией будут около 150 человек. На первом этапе в Большой Невер приедут специалисты из других регионов, позже планируется, что эксплуатацией займется местное население. Менеджеры уже ведут разъяснительную работу среди сковородинцев.

— Проблема в том, что в Амурской области никогда не было нефтяной отрасли, поэтому здесь невозможно найти того же сварщика, который смог бы работать на наших объектах, — объясняет руководитель службы по строительству пункта налива нефти в Сковородине Сергей Беломоев. — Нам приходится приглашать специалистов из тех регионов, где уже построены нефтепроводы, — из Омска, Краснодара, Тюмени. Хотя на вспомогательные работы мы привлекаем и местных жителей.

Нефтяная река для Транссиба

К приему нефти готовятся и железнодорожники. В прошлом году подразделения Забайкальской железной дороги выполнили значительный объем работ на строительстве нового парка для подвижного состава, который потребуется при эксплуатации будущего нефтеналивного терминала.

По словам начальника станции Сковородино Александра Клопова, на этой территории отсыпали 130 тысяч кубометров земляного полотна, на него уложили пять железнодорожных путей и произвели их отделку. Помимо этого, смонтировали 10 стрелочных переводов. В этом году на реконструкции станции необходимо освоить 287 миллионов рублей. Однако в целях экономии эта сумма может быть значительно уменьшена.

— Руководство «Транснефти» даже пошло на изменения в схеме строящегося парка. Первоначально планировалось соорудить так называемую разворотную петлю, на которую бы маневровый локомотив выставлял готовый состав с нефтью и уже отсюда его отправляли бы на главный ход. Теперь этой петли не будет: сформированные составы предполагают отправлять на восток непосредственно с путей парка, — рассказывает главный инженер станции Сковородино Сергей Левин.

Предполагается, что каждые сутки на восток по Транссибу будет отправляться 10 составов с нефтью, что позволит Забайкальской железной дороге вдвое увеличить такой значимый показатель, как погрузка. Вместе с этим дать работу сотням путейцев, машинистам Приамурья. Ведь в отличие от «Транснефти» ОАО «Российские железные дороги» для эксплуатации привлекает местное население. Так как РЖД являются основным налогоплательщиком в Амурской области, то существенно возрастут поступления в местный и региональный бюджеты.

Только цифры

300 тысяч нефти будет храниться на НПС в Большом Невере

150 человек обслуживающий штат терминала в Сковородине

64 километра длина ответвления от нефтепровода ВСТО на Китай

30 тысяч рублей ежемесячная аренда двухкомнатной квартиры в Сковородине

287 миллионов рублей направят на реконструкцию станции в этом году

Возрастная категория материалов: 18+