Многообещающая красота

Началось все в далеком декретном отпуске, когда мне позвонила одна из приятельниц и восторженным голосом стала рассказывать о какой-то чудодейственной косметике, которая позволяет женщинам отлично выглядеть и оставаться молодыми. Получив клятвенное обещание подруги ничего мне не «впихивать» и одобрение домашних, я отправилась на загадочное мероприятие под названием «вечеринка красоты».

Встреча проходила в небольшом уютном офисе в самом центре города. Подруга, усадив в кружок несколько женщин, доставала из элегантного чемоданчика какие-то кремы в изящных бело-розовых тюбиках, рассказывала об их действии, после чего мы дружно наносили их на лицо, смывали, наносили следующую порцию... В конце мероприятия были озвучены цены на эти средства. услышав их, я чуть не свалилась со стула.

Возможность заработать легкие деньги и одновременно превратиться из замученной молодой мамочки в ухоженную даму вскружила даже мою здравомыслящую голову. Подруга уверяла, что это несложно.

— Ты сможешь посвящать этому столько времени, сколько посчитаешь нужным, — говорила она, — достаточно 4—5 часов в неделю. Этого хватит для того, чтобы обеспечить себе небольшой, но вполне стабильный доход.

Чтобы начать «свое дело» — купить продукцию и оборудование для подобных вечеринок, требовались деньги — около 5 тысяч рублей. Их я заняла у родственников. По моим подсчетам, в течение месяца все должно было окупиться. Более опытные «сетевые сестры» посвятили в систему поиска клиентов, научили, что и кому говорить, как правильно предлагать свои услуги, добиваться встреч, отвечать на отказы. Пришлось вспомнить телефоны старых знакомых.

«Дырявая» сеть

Постепенно мой «бизнес» вошел в колею. Правда, посвящать ему приходилось не 4—5 часов в неделю, а практически все вечера, праздники и выходные. Продавая косметику, удавалось зарабатывать от 2 до 5 тысяч рублей в месяц. Доход меня устраивал (ежемесячное пособие по уходу за ребенком составляло на тот момент всего 600 рублей). Однако буквально сразу же я начала понимать, что заработок себе оставить не удастся — требовались средства на расширение ассортимента. Иначе клиентов не удержать. Кроме того, в компанию я пришла далеко не первой — сеть уже насчитывала несколько сотен человек, часть из которых имели определенный статус. Их доход складывался не только из прибыли с продаж. Фирма платила им деньги за успешную работу тех, кого они вовлекли в «красивый бизнес».

Старшие по статусу стали настраивать меня «на серьезную карьеру» — создание собственной сети. Начались походы и поездки на семинары и конференции, где рассказами об успешных сетевиках-миллионерах поддерживался корпоративный дух и внушались корпоративные ценности, гонка за новичками и новые расходы на создание своего собственного склада продукции. В итоге, как бы ни росли мои доходы, почти все тратилось «на развитие бизнеса». Единственное, в чем я себе никогда не отказывала, это косметика. У меня ее было на несколько десятков тысяч рублей, при этом покупка новой пары туфель или поход с друзьями в кафе почти всегда оставались за пределами возможного.

Свою сеть из 20 человек мне удалось построить за год с небольшим. При помощи очередного кредита я окончательно завалила свою квартиру косметикой, выполнив «норму» (за месяц требовалось покупать в компании товар на определенную сумму), и получила долгожданный статус. Однако успех и богатство на меня так и не свалились. Чтобы получать вознаграждение за новое «звание», работать нужно было еще упорнее, и не только мне, а всем моим последователям. Клиенты же не спешили перевыполнять наши планы: часть затягивала с оплатой за дорогостоящий товар, часть, купив однажды, больше ничего не хотели заказывать. Многие «перебегали» к другим «сетевым коллегам», которые не преследовали цели заработать, а просто покупали косметику за полцены: и себе, и нашим бывшим клиентам.

Из «красивого бизнеса» я ушла тихо. Продукцией до сих пор продолжаю пользоваться, но уже не трачу на нее больших денег. Никто из статусных коллег меня не удерживал, никто из 50 моих клиентов не спохватился, а большинство членов моей сети просто куда-то пропали. И несмотря на то что кредит до сих пор был не погашен, а на полках оставались горы косметики, я вздохнула с облегчением. Наверное, сетевой маркетинг — это не мое призвание.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА

Приглашая новичков в «успешную компанию», акулы сетевого маркетинга обещают красивую жизнь, но мало кто предупреждает о подводных камнях такого предприятия. Итак, вот основные «мифы», в которые не стоит верить.

1. Вам не потребуется больших денег для того, чтобы начать свой бизнес.

Это не так. Для того чтобы получать большую прибыль, надо продавать много продукции, а для того чтобы ее закупить, нужно много денег.

2. Ваш бизнес не потребует много времени. Успеха можно добиться, совмещая его и с основной работой.

На самом деле полноценно заниматься сетевым маркетингом можно только отдаваясь ему полностью: потребуется ездить в командировки, встречаться с клиентами в удобное для них время, которое может совпасть с вашим рабочим.

3. Каждый в компании имеет равные возможности, и каждый может получать статусы.

Теоретически это возможно, однако на практике все иначе. Те, кто пришел в компанию несколько лет назад и упорно работал все эти годы, уже имеют больше клиентов и привилегий от компании. И чем старше компания, тем сложнее вставать на ноги новичкам.

4. Для того чтобы много зарабатывать, нужно просто этого захотеть.

Одного желания мало. Обязательными являются личностные качества: склонность к лидерству, экономность, пунктуальность, уверенность в себе, умение грамотно говорить и владеть аудиторией, способность располагать к себе людей.

5. Занимаясь сетевым маркетингом, вы обретаете полную самостоятельность и не нуждаетесь ни в чьей поддержке.

Как и в любом другом бизнесе, в сетевом маркетинге бывают удачные и неудачные периоды. Через них проходят даже те, кто находится на вершине «айсберга». Однако, рассказывая новичкам о красивой жизни и возможностях, которые дает эта работа, большинство из них умалчивают о том, что в тяжелые времена их материально поддерживают мужья или близкие.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей Конюшок, президент Центра содействия внешней торговле и инвестициям «Прогноз».

— Во всем мире существует четыре способа заработка: работа в бюджетной организации, наемная деятельность в частном бизнесе, собственное дело и занятость в сетевом маркетинге. В каждом есть свои плюсы и минусы. К примеру, бюджетный работник получает фиксированную заработную плату, социальные гарантии и в будущем — пенсию. В коммерческой структуре нет никаких гарантий и возможен риск банкротства предприятия, сокращения. Как правило, у малого и среднего бизнеса не очень большой срок жизни, всего 10 —15 лет. Но зато зарплата может быть больше. Чтобы открыть собственный бизнес, нужны инвестиции на начальное вложение, аренда офиса, оборудование и многое другое. Если бизнес прогорит, то предприниматель может потерять многое. С другой стороны, при успешной работе он обеспечит себе довольно высокий уровень жизни.

Сетевой маркетинг — это «народный» и самый безопасный вид бизнеса, который не требует больших инвестиций и капиталовложений. Поэтому многим кажется, что это очень просто, удобно и доступно, и такой бизнес может сразу обогатить. На самом деле, чтобы преуспеть, надо, с одной стороны, обладать особыми талантами, а с другой — необходимо отдавать отчет, что никакого мгновенного обогащения не будет. По нашим расчетам, пройдет минимум три-четыре года, пока «сетевик» начнет получать неплохую зарплату и бонусы от компании. И это при условии, что весь период вы будете трудиться не покладая рук и получать ежемесячную прибыль от одной до десяти тысяч рублей. К сожалению, в эпоху экономического кризиса никто вам таких гарантий не даст. Сегодня, когда закрываются ведущие мировые компании-производители, то и сетевые — не исключение.

Перед тем как принять решение, вступать в ту или иную «сеть» или нет, внимательно изучите всю информацию об этой компании. Не доверяйте полностью тому, кто вас туда усердно зазывает, даже если это родственник или близкий друг. Смотрите на ассортимент — желательно, чтобы он был достаточно широким. В связи с кризисом в Приамурье возможно появление новых МЛМ-компаний, поэтому надо быть предельно осторожными — как бы это не оказалось очередной пирамидой. Особенно будьте бдительными, когда вам предлагают быстрое обогащение и требуют достаточно высокое начальное капиталовложение, более 10 тысяч рублей.

Сетевой маркетинг — это не витамин счастья. Одному он поможет, другому нет. Наиболее продвинутые окажутся впереди, а кому-то придется довольствоваться малым доходом. Впрочем, как и в любом бизнесе. К примеру, у нас в области зарегистрировано 15 тысяч индивидуальных предпринимателей. Наиболее успешных — порядка двухсот. По нашей статистике, в малом бизнесе тех, кто сходит с дистанции в первый год, — 30 %.

Возрастная категория материалов: 18+