В одиночку не свершить подвиг Геракла.В одиночку не свершить подвиг Геракла.

Маленькая речка Топкоча в районе Нижней Полтавки когда-то славилась своими карасями и пляжами. Здесь любили проводить выходные жители всех окрестных деревень. Однако со временем подобная доступность сыграла злую шутку с природным водоемом. Несколько десятилетий назад Топкоча была перекрыта дамбой и стала напоминать крупный ручей, а более-менее приличную рыбу безжалостно выловили браконьеры.

После ужесточения природоохранного законодательства и усиления контроля со стороны заинтересованных служб беспредел прекратился, и сегодня самыми заметными представителями местной фауны считаются гольяны, редкие ротаны и лягушки. Кажется, мелочь, но именно эти обитатели водоемов служат главной пищей для краснокнижных аистов, журавлей и других обитателей заказника «Амурского», омываемого маловодной Топкочей. Поэтому к состоянию реки вновь приковано пристальное внимание охотоведов и егерей. Увы, охранять речку и ее берега становится все сложнее.

По словам специалистов, в качестве вредителей выступают жители окрестных деревень и преуспевающее животноводческое предприятие.

— ООО «Пограничное» несколько лет подряд вывозит и складирует отходы жизнедеятельности коров прямо на территории заказника, — делится егерь Геннадий Маслов. — С одной стороны, радуют успехи сельхозпроизводителей, сумевших поднять из руин гибнущее хозяйство. С другой — объемы навоза, который вперемешку с коровьей мочой сваливается прямо на территорию заказника, превышают уже десятки, а может, и сотни тысяч тонн. Особенно тяжело весной — когда вся эта жижа стекает прямо в Топкочу: меняется природный баланс, нарушается пищевая цепочка. Со временем журавли и аисты будут вынуждены покидать насиженные места, а ведь мы только начали отмечать увеличение поголовья и повышение интереса этих птиц к выведению птенцов именно на территории нашего района. Страдают и животные. Неоднократно искал понимания у руководства сельхозпредприятия, но слова убеждения на них не действуют. Ситуацию усугубляют многочисленные свалки мусора, устраиваемые здесь жителями села Нижняя Полтавка. Сельсовет тоже не спешит устранять нарушения.

Геннадий Васильевич показал корреспонденту «АП», во что превратилась территория заказника, страдающая от неряшливости окружающих. В небольшом карьере, рядом с дамбой, действительно растут горы коробок, бутылок, полиэтиленовых пакетов, помоев и другого хлама, ставшего ненужным в деревенских подворьях. Чуть поодаль располагаются сотни квадратных метров, занятые обширными навозными кучами. В таком количестве их действительно может производить только очень крупный животноводческий комплекс.

Часть навоза с годами успела перегнить, превратившись в ценное удобрение, в процессе отравив окружающую среду. Другая часть, судя по виду и запаху, только вступает в период естественной переработки, еженедельно пополняясь новыми партиями отходов. Конца этого процесса не видно.

Руководитель ООО «Пограничное» Владимир Татару отказался от подробных комментариев, заявив лишь, что его предприятие не имеет никакого отношения к загрязнению заказника. Еще одна участница назревающего конфликта, в лице руководителя Нижнеполтавского сельсовета Ольги Воробьевой, оказалась более разговорчивой и фактически признала вину жителей села.

— Мы знаем о таких фактах, но, к сожалению, исправить положение одним махом не можем, — рассказала Ольга Петровна. — Здесь речь идет о порядочности людей. У села есть место для централизованного вывоза мусора, но пользуются им не все. Вы же понимаете, люди есть люди — главе только и остается, что встать на свалке в заказнике и ловить нарушителей за руку. Вывезти то, что там уже накопилось, тоже проблематично — потребуются трактор, погрузчик, машина… Бюджет Нижней Полтавки крайне скуден. Я уже наказала своим работникам: кто будет рядом находиться, чтобы записывали номера машин нарушителей. Кстати, работники заказника тоже должны в этом участвовать, раз призваны охранять данную территорию. Другой момент — во время весенних пожаров мы всячески помогали заказнику людьми. Я безработных с биржи труда направляла на тушение огня, поэтому теперь надеюсь на помощь с их стороны. Вместе искоренить наболевшую проблему будет легче.

В ближайшее время к решению этого в буквальном смысле грязного дела может подключиться природоохранная прокуратура. Работники заказника «Амурский» намерены туда обратиться. «АП» будет следить за развитием событий.

Возрастная категория материалов: 18+