Школьники не без гордости представляли свои проекты.Школьники не без гордости представляли свои проекты.

Особую ценность детским изобретениям придает то, что почти все они прошли испытание полем, не требуют значительных капиталовложений и собраны в условиях школьной мастерской или папиного гаража.

Одиночная раскатка

Опытный тракторист знает, каких усилий требует процедура так называемой раскатки трактора. Для непосвященных: раскатка — это когда есть потребность отделить двигатель от машины для его ремонта. В традиционном понимании все выглядит примерно следующим образом: трактор загоняется в гараж или мастерскую, где есть неповоротливая и отнюдь небезопасная кран-балка, собирается куча мужиков, которые откручивают необходимые болты и гайки креплений, сам двигатель извлекается с помощью прочных тросов. После ремонта все производится в обратном порядке. Временные и физические затраты колоссальные и в условиях посевной или уборки урожая выглядят как непозволительная роскошь.

На фоне всего вышеперечисленного изобретение учеников Коршуновской средней школы (Михайловский район) выглядит поистине революционным. Ребята под руководством мастера производственного обучения научились в одиночку раскатывать трактор прямо в полевых условиях.

— Облегчить процесс заставила жизнь, — делится мастер производственного обучения, руководитель проекта Александр Каштанов. — Учебно-производственная бригада нашей школы возделывает пять гектаров картофельных полей. На следующий год планируется увеличение площадей. Без своего сельского хозяйства современная сельская школа не проживет. Нам повезло, что есть свой трактор. В этом году выяснилось — вышел из строя один из подшипников, который невозможно заменить без раскатки. Кран-балки в школьном гараже нет, да и использовать ее при помощи детей крайне рискованно. Решили извлекать двигатель не вверх, как это сейчас принято, а вниз.

Устройство для альтернативной раскатки состоит из двух сегментов, один из которых помогает двигателю двигаться вертикально вниз (почти как на лифте), второй — горизонтально по земле. Толкать его или придерживать руками нет необходимости. Все передвижения мотора производятся с помощью специальных тяг. Предусмотрен даже такой момент, как величина резьбы на тягах — она мелкая и позволяет перемещать агрегат с наименьшими усилиями. Таким образом, травмо-опасность сводится к минимуму, а сама процедура по силам старшекласснику.

— Особых чертежей не было, большинство набросков делалось на тетрадных листах, — продолжает руководитель проекта. — Правда, расчеты усилий и подбор металла делались на основании формул из школьного курса физики и математики. На все ушло 4 месяца, но подшипник мы все же заменили. Сейчас есть мысли по дальнейшему совершенствованию нашего устройства.

Там, где трактор не пройдет

Ноу-хау Саши Игнатюка, старшеклассника из села Безозерного (Бурейский район), придется больше по душе держателям личных подсобных хозяйств. Его ручной культиватор применим на небольших площадях, где не пройдет трактор. Рамой культиватора служит длинная металлическая трубка, на которой крепятся плоские, изогнутые под прямым углом «ножи» для рыхления почвы. Их высота регулируется с помощью болтов, что позволяет менять глубину возделывания.

На одном конце основной трубки закреплено опорное колесо от маленького велосипеда, на другом — такой же велосипедный руль. С помощью нехитрых регулировок культиватор становится удобным как для взрослого, так и для подростка. В качестве испытательного полигона Александр использовал собственный и пришкольный огороды.

Возрастная категория материалов: 18+