Восточный участок дороги строили военные и железнодорожники, западный — комсомольцы.Восточный участок дороги строили военные и железнодорожники, западный — комсомольцы.

В чем была необходимость строительства магистрали в глухой тайге и как сейчас работает дорога, выяснял наш корреспондент.

Принятое 8 июля 1974 года постановление ЦК КПСС «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» — главный документ, который дал старт крупнейшему инфраструктурному проекту мира. Сооружение железной дороги тогда обосновывалось развитием богатейших месторождений, разведанных на территории в 1,5 миллиона квадратных километров. Еще задолго до начала стройки геологи обнаружили здесь практически все элементы таблицы Менделеева, причем ряд залежей полезных ископаемых до сих пор считается самым крупным в мире.

— Зона БАМа сказочно богата. если бог равномерно распределял богатства, то здесь он потрудился гораздо больше, — говорит академик РАН Абел Аганбегян. — Уголь, железо, медь, нефть, апатиты, вольфрам… Можно очень долго перечислять, что зарыто в недрах этого района. Подсчитано, что для экономики всей России достаточно десятой части этих залежей, чтобы жить достойно.

Наряду с этим магистраль с самого начала военные рассматривали как стратегически важную дорогу. Транссиб, проходящий вдоль границы с Китаем, был довольно уязвим и мог быть выведен из строя. Благодаря БАМу страна получала второй выход к Тихому океану.

10 лет понадобилось строителям, чтобы проложить в сложнейших природных условиях железную дорогу. В октябре 1984 года на разъезде Балбухта в Читинской области произошла стыковка двух путеукладчиков, идущих с запада и востока. Через пять лет по БАМу пошли пассажирские поезда, и дорога была сдана в постоянную эксплуатацию.

Центральный участок магистрали длиной более тысячи километров прошел по Тындинскому, Зейскому и Селемджинскому районам Амурской области. Столицей БАМа был выбран город Тында. Здесь же находилось управление дороги, которое в 1996 году было ликвидировано и передано в Хабаровск. Теперь участок БАМа, проходящий по территории Приамурья, относится к Дальневосточной железной дороге.

— Основной груз, который отправляется с нашего отделения дороги, — это нерюнгринский уголь. Он идет на экспорт и на металлургические комбинаты в Сибирь. В ближайшее время должна начаться отправка руды с Куранахского титаномагнетитового месторождения. Большие надежды мы возлагаем на развитие Эльгинского месторождения угля, — рассказывает начальник Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги Георгий Щербаков. — Пока же БАМ приносит компании «РЖД» убытки: расходы, которые несет акционерное общество, превышают наши доходы. Но у дороги есть огромный потенциал, который, безусловно, будет использован при разработке месторождений.

Убыточность БАМа во многом связана с тем, что здесь сосредоточены огромные производственные мощности: крупнейшие на Дальнем Востоке локомотивные и вагонные депо, вокзалы, содержание которых требует больших средств и налоговых отчислений, тогда как объемы перевозок пока гораздо меньше проектных. До недавнего времени на балансе дороги были школы, детские сады, дворцы культуры, спортзалы на всех станциях. Сегодня объекты соцкультбыта переданы местным органам власти, но железная дорога по-прежнему является градообразующим предприятием для всего севера Приамурья.

— Как работает БАМ, так и живут люди в десятках северных поселков нашей области. Если увеличиваются перевозки, начинается строительство новых линий к месторождениям, значит, у амурчан появляется работа и хорошая зарплата, что в свою очередь влияет на рождаемость. Началось сооружение дороги до Эльги — у нас появилась проблема нехватки мест в детских садах, — подчеркивает зампредседателя областного правительства Виктор Марценко.

В последнее время компания «РЖД» вкладывает значительные средства в модернизацию БАМа. Уложенные 30 лет назад рельсы уже пришли в негодность, и сегодня их активно стали менять. Строятся новые разъезды, реконструируются мосты. На крупных станциях возводятся жилые дома для железнодорожников. По мнению руководства компании, вложенные в дорогу миллиарды рублей инвестиций обязательно окупятся. В первую очередь перспективы БАМа неразрывно связаны с освоением месторождений, также магистраль будет развиваться за счет сооружения дороги на Якутск, а далее — на Магадан. Достаточно реальными сегодня называют проект строительства Трансконтинентальной дороги через Берингов пролив в Америку. В этом случае Приамурье станет перекрестком на пути в Европу и Азию.

Возрастная категория материалов: 18+