Переправить груз через благовещенскую таможню с каждым месяцем становится сложнее.Переправить груз через благовещенскую таможню с каждым месяцем становится сложнее.

Предприниматели жалуются, что переправить груз через благовещенскую таможню, как пассажирскую, так и грузовую, с каждым месяцем становится все сложнее. В чем эти сложности и возможно ли им противостоять, разбиралась «АП».

Разбитые «фонари»

Напомним, первые звоночки, возвестившие о проблемах на благовещенской таможне, появились в марте этого года. Тогда тревогу забили «челноки». С началом весны на пассажирском пункте пропуска «Благовещенск — Хэйхэ» всерьез ужесточилась процедура досмотра туристов. Работники таможни, которые в течение многих лет спокойно пропускали «фонарей» с 35-килограммовыми баулами, вдруг стали досконально проверять ввозимый из-за реки груз. Людей часами держали в зоне досмотра, заставляли распаковывать багаж и предъявлять его содержимое. «Шмонали» даже дамские сумочки.

Объясняли сложившуюся ситуацию таможенники просто: «Мы обязаны проверять, для каких целей ввозится товар. Если он завозится для коммерческого использования, необходимо оформлять его соответствующим образом, платить таможенные пошлины и иметь соответствующие сертификаты».

Результат такого рьяного исполнения законодательства не заставил себя долго ждать: «кирпично-фонарный» бизнес в Приамурье практически свернулся. Отказавшись от «помогаек», многие предприниматели были вынуждены подчиниться новым правилам и «легализоваться». Те, кто после крушения «челноков» продолжил заниматься внешнеэкономической деятельностью, баулы с вещами, обувью и прочим товаром теперь оформляют как коммерческий груз. Однако, как выяснилось, и здесь закон стал чинить препятствия. Товар, проходящий теперь уже через грузовую таможню, по-прежнему досконально проверяют.

Иголка в стоге сена

Александр, водитель одной из благовещенских транспортных компаний, до мартовских событий на таможне, перевозя грузы через Амур, успевал совершить на «Фотоне» до 6 рейсов в месяц. Сейчас — один-два. На то, чтобы загрузить, оформить, переправить и «растаможить» товар, вместо 2—3 дней стало уходить до двух недель.

— Сначала несколько дней стоим в Китае, — делится подробностями Александр. — Загружаемся долго: китайцы подняли цены, и наши стали меньше покупать. Потом перевозим на пароме, и «душить» начинают уже на нашей стороне. Если раньше досматривали только около 10% груза, то сейчас — все 100%. Проверяют каждый пункт в сопроводительных документах, пересчитывают, перетряхивают. Не дай бог, найдут сапоги, не указанные в бумагах, в коробке с босоножками. Тогда товар — на склад временного хранения до выяснения обстоятельств.

К содержимому с бортов «Фотонов» и «Камазов» таможенники проявляют повышенный интерес неслучайно: по наблюдениям перевозчиков, с весны (в тот же период, когда была объявлена негласная борьба с «фонарями») одновременно началась борьба и за детальное соответствие завозимого товара наименованиям, обозначенным в декларациях. Так, если раньше, ввозя рулоны с тканью из натуральных волокон, на сопредельной территории в документах могли ее оформить как искусственную, понизив тем самым таможенный платеж, то сейчас такой «фокус» не проходит: таможенники просматривают каждый рулон, и обман тут же раскрывается. Такая же история с нелицензированной продукцией: привезти спортивный костюм с надписью «Adidas», сшитый где-нибудь в подвале города Хэйхэ, теперь тоже не получится — контрабанда.

Такая борьба за доскональное исполнение закона порой доводит процедуру досмотра до абсурда.

— Один раз напарник вез груз, в котором были медицинские иголки для иглоукалывания, — вспоминает Александр. — Партия — 2 миллиона штук. Так вот, таможенник заставил вскрывать каждую коробку и пересчитывал эти иголки. Не поштучно, разумеется, но только на пересчет коробок у него ушел почти целый день.

В таком щепетильном подходе к исполнению своих обязанностей таможенники по-прежнему не видят ничего необычного: все в рамках закона и исключительно для пользы экономики региона.

— Говорить о том, что сегодня сотрудники таможни осматривают каждый контейнер или коробку, не совсем верно, — комментирует помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский. — Ведь весь ввозимый и вывозимый товар проходит через инспекционный досмотровый комплекс, где установлено рентгеновское оборудование. Так что содержимое груза видно и так. Детальной же проверке, как правило, подвергаются те участники ВЭД, которые ранее уже были замечены в нарушениях при транспортировке своего товара. А поскольку подобные нарушения, как правило, становятся системой, их необходимо пресекать.

Ставка на Приморье

Отношение амурских предпринимателей к такой «игре по-честному» неоднозначное. С одной стороны, это всего лишь исполнение закона, с другой — снижение объемов работы и убытки.

— Раньше на переправе работали два парома — на 20 и на 8 машин, — говорит Александр. — В течение дня даже по нескольку рейсов успевали сделать. А сейчас остался только маленький паром, и тот порой вместо восьми по 1—2 машины возит. Конечно, кто-то «завязал» с перевозками, потому что у китайцев цены в последнее время сильно подскочили на все, ну а кто-то устал терпеть бесконечные досмотры. Несколько моих знакомых, например, стали возить грузы через Уссурийск, потому что там на таможне, говорят, все гораздо проще и быстрее.

О своем желании попытать счастья на уссурийской или находкинской таможне поведал «АП» и благовещенский предприниматель Егор П., который в течение нескольких лет возит из-за реки товары народного потребления. За последние полгода ему приходилось попадать в ряды тех, чей груз «висел» на складе несколько дней. С весны ежемесячный объем товара, ввозимого Егором, упал ровно вдвое: с 60 до 20 тонн.

— Работать стало сложно, — сетует Егор. — Поток транспорта через реку уменьшился, и машины сейчас заходят быстрее, но оформление на нашей таможне стало очень долгим и вгоняет в дополнительные расходы. Как правило, в день прибытия разгрузиться не удается, и поскольку я нанимаю грузовик и водителя на китайской стороне, мне приходится платить тысячу за «ночлег» машины, полторы — за ночлег водителя. Отдельно оплачивается хранение товара — по 40 рублей за тонну в сутки. А задержать груз на складе могут по самым разным причинам. В последнее время, например, таможенники очень любят корректировать цены. То есть, осматривая товар, не соглашаются с его стоимостью, указанной в документах, и предлагают переоценить, обычно в большую сторону. Таким образом, растет еще и таможенный сбор.

Крупные перевозчики также отмечают некоторое затишье. По словам учредителя «Амурской региональной транспортной компании» Михаила Логинова, «китайское» направление их работы переживает не самые лучшие времена: ввоз спецтехники сократился почти на 90%, упали объемы ввоза текстиля, обуви. Однако здесь работу таможни не критикуют.

— Сложно сказать, что является истинной причиной уменьшения объема ввозимого товара, — говорит Михаил Юрьевич. — Это может быть и импортозамещение, и повышение налоговых ставок, и еще ряд сугубо экономических причин. Что касается технологии таможенного досмотра, то, на мой взгляд, в том, как сейчас контролируют перемещаемый груз, есть рациональное зерно. Ведь как раньше возили товар? Более дорогостоящий переправляли под маркой дешевого и радовались, когда на это закрывали глаза. Китайцы, например, в прошлом году перевезли через границу какое-то немыслимое количество палочек для еды. По документам. А на самом деле товар мог быть совсем другим. Так почему таможенным органам не потребовать, чтобы этот товар был оплачен согласно действующим ставкам?

Таможенный минус

Не связывают с особенностями досмотра снижение грузопотока через Амур и представители Благовещенской таможни, хотя и не отрицают: объемы действительно упали. В первом полугодии 2009 -го через грузовую таможню прошло на 40% меньше товара, чем в этот же период прошлого года. При этом платежи в бюджет от налоговых сборов остались практически на прежнем уровне. Объяснение такому парадоксу у таможенников есть.

— Спад во внешнеэкономической деятельности наблюдается по всей стране, — отмечает Владимир Шабельский. — Благовещенск не исключение. Однако на фоне кризиса предприниматели стали более избирательно подходить к качеству ввозимого товара. По нашим наблюдениям, все больше грузов ввозится уже не из Хэйхэ, а из других городов Китая. Товар более качественный, более дорогой. Соответственно, он имеет более высокий таможенный индекс. Поэтому при заметном уменьшении грузооборота налоговые отчисления таможни в бюджет снизились незначительно.

Кстати, подобная картина наблюдается и на других пунктах пропуска Дальнего Востока. По сравнению с первым полугодием 2008-го, в период с января по июль этого года грузооборот на Находкинской таможне упал на 20%, на Уссурийской — на 40%, а на Хабаровской — почти на 50%. При этом сохранить уровень налоговых отчислений умудрились только благовещенцы и уссурийцы. Хабаровск и Находка существенно снизили платежи. Если в ближайшее время на пунктах пропуска этих таможен произойдет массовый приток амурчан, то там, возможно, им будут только рады.

Возрастная категория материалов: 18+