— Марина Васильевна, пришла пора подводить итоги первого полугодия. Как обстоят дела у Пром-связьбанка?

— Первая «кризисная волна» пришлась на прошлую осень, январь и начало февраля этого года, когда с проблемами столкнулось большинство клиентов. И сейчас в экономике сохраняются серьезные риски. Но бизнес-стратегия Пром-связьбанка оказалась абсолютно верной. По данным предварительного бухгалтерского баланса, по российским правилам бухучета чистая ссудная задолженность банка на 1 июля составила 284,3 млрд. рублей, счета и депозиты юридических лиц превысили 191 млрд. рублей, а средства физических лиц с начала года выросли почти на 39%, до 66 млрд. рублей. Капитал банка по итогам полугодия — 44,3 млрд. рублей.

— Раскроете секрет, какие решения, скорректированные с учетом текущей ситуации, помогли добиться положительных результатов?

— Банк пользовался средствами беззалоговых аукционов, но еще в начале года все вернул и больше с тех пор не занимал. Уже в первом квартале мы досрочно погасили синдицированный кредит в 175 млн. долларов США. Да, были несколько ужесточены правила предоставления кредитов, повышены требования к заемщикам — но Пром-связьбанк всегда придерживался консервативной стратегии кредитования. Это позволило, в частности, удержать просрочку в приемлемых рамках. Банк также придерживается умеренно-консервативной стратегии размещения средств. Мы должны быть готовы к любым ситуациям, поэтому, в частности, усилили риск-менеджмент. Фактор надежности сегодня — один из ключевых. У нас подушка ликвидности составляет около 100 млрд. рублей. ВЭБ одобрил выделение Пром-связьбанку субординированного кредита на 4 миллиарда — сейчас решается, как банк будет его привлекать.

— Промсвязьбанк занимает лидирующие позиции на рынке факторинговых услуг. Как будет развиваться это направление?

— Действительно, факторинг — один из наших приоритетов. По итогам прошлого года банк стал абсолютным лидером российского рынка факторинга, заняв 1-е место в рейтингах агентства «Эксперт РА», журнала «Финанс» и международной факторинговой ассоциации FCI. Мы уверены: сегодня факторинг — это спасательный круг для тысяч российских предприятий и торговых фирм, которые осуществляют поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа, один из наиболее эффективных инструментов повышения продаж и поддержания бесперебойного финансового и торгового оборота. Использование факторинга даже в кризисных условиях дает бизнесу возможность не выживать, а развиваться.

— Будете ли и дальше активно работать с малым бизнесом?

— Планируем не только сохранить, но и нарастить объемы кредитования, хотя сузился сам рынок, поскольку у многих компаний изменились планы по развитию. Мы выдали предпринимателям уже больше 28 млрд. рублей — в том числе в виде беззалоговых кредитов и кредитов с частичным обеспечением. По данным «Эксперта РА», сегодня Промсвязьбанк занимает 6-е место среди всех банков России по величине портфеля кредитов малому и среднему бизнесу, а ведь банк приступили к этой работе только в сентябре 2007-го. Очень важно, что наши заемщики-предприниматели в подавляющем большинстве корректно выполняют взятые обязательства, а половина тех, кто обращается за кредитом, имеют хорошую кредитную историю. У многих есть зарплатные проекты, они пользуются нашими депозитными предложениями, банковскими гарантиями. Многие наши клиенты переходят на «пакетное обслуживание», а мы в свою очередь всегда рады новым компаниям, поскольку активно работаем через поручительства Фондов содействия малому бизнесу, плотно сотрудничаем с ОПОРОЙ России.

— Для того чтобы люди могли в непростое для экономики время не потерять свои средства, банки разрабатывают все новые продукты. Что у вас?

— Наши удачные новинки — это сезонный вклад «Жаркая пора» с несгораемыми процентами и продукт «Доходная карта», который совмещает «плюсы» депозита и банковского «пластика». Сейчас вопросы, связанные с управлением финансовым благополучием, для значительного числа семей вышли на первый план. Советую откладывать хотя бы 10% от своих доходов: с одной стороны, сумма не слишком значительная, а с другой — сбережения позволят пережить трудности, которые могут неожиданно возникнуть. Наш вклад «Жаркая пора» как раз и является таким, как сейчас говорят, антикризисным предложением: открываете вклад на год, проценты начисляются каждый квартал и сохраняются даже в случае досрочного расторжения договора. То есть мы позволяем людям создать собственную «финансовую подушку». Мы существенно расширили функциональные возможности нашего интернет-банка PSB-Retail, оставив главные его преимущества: бесплатное подключение и обслуживание, широкий список бесплатных платежей, низкое комиссионное вознаграждение.

— Как вы полагаете, кому будет интересна «Доходная карта» от Пром-связьбанка?

— Тем, у кого регулярно остаются свободные денежные средства и кто хотел бы откладывать понемногу с зарплаты, но открыть депозит по каким-либо причинам не считает возможным. Мы рассчитываем, что первыми удобства и преимущества такой карты почувствуют те клиенты Промсвязьбанка, которые участвуют в наших зарплатных проектах. По России это сотрудники уже более 4 тыс. предприятий и организаций. Кстати, в Европе начисление процента на средства клиента, которые лежат на карточном счете, — обычная банковская практика. А в России это пока редкость.

— Расскажите, а что вы наблюдаете сейчас на ранке вкладов?

— Если до кризиса более 80% сбережений были в рублях, то сейчас менее 40% приходится на рубли, а остальное — на валютные сбережения. В то же время в последние месяцы мы фиксируем значительный рублевый приток. На днях было принято решение, что мы до середины августа продлеваем действие сезонного вклада «Жаркая пора», который по сочетанию процентных ставок и надежности (а Пром-связьбанк много лет входит в топ-15 крупнейших банков России и, естественно, в государственную систему страхования вкладов) оказался очень любопытным и востребованным продуктом. За время его действия банк привлек порядка 10 млрд. рублей, в нашем регионе этот вклад открыли уже 50 клиентов. В целом объем вкладов физических лиц в нашем филиале на 1 июля превысил 28 млн. рублей, увеличившись с начала года почти на 29%.

— Полугодие было непростым, но Промсвязьбанк все-таки вышел из него с «плюсовой» прибылью…

— Это очень значимо, что по РСБУ в первом полугодии наш финансовый результат положительный: чистая прибыль Промсвязьбанка за шесть месяцев составила 1,4 млрд. рублей. По итогам года банк также рассчитывает на прибыль.

Возрастная категория материалов: 18+