Во многом амурскую экономику поддерживает рост золотодобычи.Во многом амурскую экономику поддерживает рост золотодобычи.

— Наступила пора формирования бюджета на 2010 год, — отметила заместитель председателя правительства — министр финансов области Вера Щербина. — Разрабатывается он в очень непростое время, потому что кризис уже ощущается и у нас. Если еще в декабре при формировании бюджета 2009 года практически все главы заверяли, что потерь по доходам не произойдет, то со второго квартала ситуация изменилась. По итогам полугодия мы недополучили по консолидированному бюджету 356 миллионов рублей доходов.

Больше всех потеряли Благовещенск — практически 200 миллионов рублей, и Бурейский район — 35 миллионов. На 23 миллиона меньше получил Белогорск, в бюджет Зеи недопоступило 14 миллионов рублей. Все эти потери могут привести к общему дисбалансу. В целом до конца года потери по консолидированному бюджету Приамурья оцениваются в два миллиарда рублей, хотя изначально прогнозировалось больше — порядка трех миллиардов рублей.

— Хотя в целом по консолидированному бюджету мы в плюсе по сравнению с показателями прошлого года, все же работа ведется недостаточно, — считает Вера Щербина. — Во многом нашу экономику поддерживает рост золотодобычи, но если проанализировать доходную базу по природным ресурсам, то золото, можно сказать, само плывет к нам в руки. А вот по другим ресурсам поступило только 43% от назначенных платежей, то есть получается, что они плохо администрируются, и по этому поводу есть немало вопросов к главам.

Как считают финансисты, сейчас самое главное — не допустить роста дефицита бюджета. Область получила дополнительную дотацию 600 миллионов рублей на сбалансированность из федеральной казны, но эти деньги пойдут на компенсацию потерь.

— Если мы пойдем на увеличение расходов, то будем вынуждены привлекать кредитные ресурсы, но это очень сложно, — поясняет министр финансов. — Всего на этот год запланировано привлечь 2,8 миллиарда рублей кредитов, но пока банки заняли нам только 500 миллионов. Последний аукцион по привлечению кредита был провален, и сейчас мы используем другую тактику — бьем лоты на более мелкие.

Однако над тем, как привлечь дополнительный доход в казну, должны думать не только областные власти, но и органы местного самоуправления. Пополнить свои бюджеты они могут в первую очередь за счет налогов. По мнению Веры Щербина, особое внимание необходимо обратить на имущественные налоги, менее зависимые от кризиса. Их объемы не должны снижаться, однако здесь нужна серьезная работа с плательщиками. Пока успешной работой в этом направлении может похвастаться только Архаринский район. В прошлом году его руководство потратило 849 тысяч рублей на оценку имущества, налоги от которого поступают в бюджет. Благодаря этому поступления в районный «кошелек» в этом году выросли в 9 раз и составили 1,1 миллиона рублей.

— Местные власти часто жалуются на недостаток финансирования, хотя возможности и резервы на территориях есть, — подчеркнула Вера Георгиевна. — Просто нужно работать, а не занимать иждивенческую позицию.

Впрочем, не все муниципальные образования проваливаются по доходам. Есть такие, которые работают с плюсом. Например, Прогресс, Углегорск, Благовещенский, Зейский, Свободненский и Шимановский районы.

Следующий год будет очень сложным в финансовом плане. В частности, планируются изменения в методику распределения федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Если раньше была своего рода «подушка безопасности», так называемые компенсационные коэффициенты, то со следующего года они применяться не будут. Кроме того, объем финансовой поддержки регионов из федерации останется таким же, как и в этом году, — 374 миллиарда рублей. Данные о распределении финансовой помощи субъектам будут известны только в ноябре, так что формировать доходы на 2010 год придется в рамках объемов текущего года. Кроме того, в областном бюджете не будут заложены средства на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы.

Главам городов и районов было рекомендовано уделить серьезное внимание вопросам формирования собственных бюджетов, чтобы все планируемые расходы подкреплялись реальными доходами. Кроме того, они должны внедрять минимальные нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг и провести ревизию незавершенного строительства для принятия решения о дальнейшем использовании — привлечение инвестора либо консервация. Финансироваться должны только объекты с высокой степенью готовности (более 70%), имеющие социальную направленность.

Возрастная категория материалов: 18+