В  селах сейчас нет денег, чтобы заботиться о состоянии транспортных артерий.В селах сейчас нет денег, чтобы заботиться о состоянии транспортных артерий.

По данным областного минфина, потери муниципальных бюджетов в этом году уже превысили 356 миллионов рублей. Следующий год тоже обещает быть непростым, поэтому в областном правительстве решили направить живительный налоговый ручеек в скудные бюджеты органов местного самоуправления. Напомним, что после внесения изменений в областной закон о межбюджетных отношениях с 1 января этого года транспортный налог полностью забрала региональная казна. При этом руководители городов и районов неоднократно поднимали вопрос о возврате к прежней системе, когда территориям оставалось 20%. И вот теперь их просьбам наконец-то вняли.

— По транспортному налогу сегодня очень большие недоимки, поэтому мы передаем часть его муниципалитетам, чтобы он лучше администрировался, — отметила министр финансов области Вера Щербина. — Если в следующем году органы местного самоуправления смогут увеличить эту доходную базу, мы даже готовы рассматривать вопрос увеличения процентной ставки.

После вступления в силу 131-го ФЗ дорожная проблема в области обострилась. Если в райцентрах еще мало-мальски ведется ремонт дорог, то в селах просто нет средств заботиться о состоянии транспортных артерий. Даже уличная сеть крупных городов оставляет желать лучшего. Практически нигде, кроме областного центра, не принимаются меры по ее развитию, если не считать мелкого ремонта на центральных улицах в некоторых городах и районах. Например, Свободный уже полностью превратился в гравийный город — асфальтового покрытия там почти не осталось.

В целом почти 90% дорог в Приамурье требуют реконструкции, и их состояние близко к критическому. Однако нынешнее финансирование дорожного хозяйства не позволяет поддерживать сеть дорог на должном уровне, не говоря уже о ее развитии. В этом году средства, предусмотренные на содержание одного километра автодорог, в среднем составят 58 тысяч рублей — это лишь 11% от норматива, утвержденного постановлением правительства области. При всем этом рискуют жизнью автолюбители. По данным ГИБДД области, практически каждая четвертая авария связана с плохим состоянием дорог.

— Возвращение 20% транспортного налога поселениям — это, безусловно, очень хорошая мера, и мы неоднократно об этом просили, — считает глава Ивановского района Владислав Бакуменко. — Дороги в селах в очень плохом состоянии, а после дождей по ним вообще не проедешь, но в местных бюджетах нет денег на их ремонт и содержание, поэтому отчисления от транспортного налога, пусть даже небольшие, уже помогут потихоньку решать эти проблемы. Тут есть еще один важный момент — собираемость налога.

Если вернут эти 20%, то на местах будут более тщательно работать с плательщиками, помогать налоговой инспекции. Кстати, раньше была очень действенная мера — без квитанции об уплате налога невозможно было пройти техосмотр. После того как Налоговый кодекс это отменил, собираемость упала вдвое.

— Это уже хоть какой-то шаг навстречу местному самоуправлению, ведь у глав поселений сегодня практически нет никаких средств на выполнение полномочий, которые возложил на них 131-й федеральный закон, — отмечает глава Ромненского района Василий Вельдяйкин. — Думаю, подвижки будут. Конечно, не до шику — все улицы не заасфальтируем, но засыпать ямы, подровнять грейдером можно будет. Когда весь транспортный налог стали забирать в областной бюджет, то предполагалось, что деньги из него будут выделяться территориям централизованно в виде субсидий, однако далеко не все эти средства получили, в том числе и наш район.

Некоторые руководители территорий считают, что это не совсем справедливо, когда средства фактически уходят на поддержание дорог так называемого областного и федерального значения.

— Возвращение к прежней системе будет выгодно, по крайней мере, для тех же райцентров, где много машин, в частности и для нас, — рассуждает глава Новокиевского сельсовета Михаил Пивень. — Конечно, в селах, где автомобилей мало, сумма транспортного налога будет мизерной, им выгоднее было бы получать дотацию из областного бюджета. Однако это хорошо в теории, а на деле субсидии обещали, но никто их не выделял, мы в этом году, например, не получили ни копейки. В нашем бюджете был остаток средств с прошлого года, которые мы пустим на дорожные нужды после того, как пройдет аукцион.

Что реально можно сделать на те 20%, которые причитаются муниципалам? На примере конкретного поселения можно представить общую картину. Например, Новокиевский Увал в прошлом году от транспортного налога получил чуть более 200 тысяч рублей — это те самые 20%, которые оставались в местном бюджете. Конечно, асфальт на эти деньги не положишь, но можно сделать хотя бы профилировку дорог грейдером. Если учесть, что в райцентре протяженность дорог 58 километров, час работы грейдера стоит 1200 рублей, а профилировать все дороги он может за 2 полные рабочие смены по 8 часов каждая, то получается, что грейдер можно будет заказывать хотя бы раз в месяц. Это не много, но и не так уж и мало.

Кстати, возвращение части налога — это не единственная мера, с помощью которой областные власти хоть как-то хотят поддержать муниципалов. В частности, эффективно работающие территории будут поощрять финансово. Основные критерии оценки — это подготовка к отопительному сезону, подготовка школ к новому учебному году, отсутствие задолженности по зарплате и коммунальным услугам и прочее.

Также, несмотря на то что объем финансовой помощи регионам из федерации в следующем году останется на прежнем уровне, амурские власти поддержку муниципалитетам уменьшать не собираются. Как отметила министр финансов области, дотации на выравнивание муниципальным образованиям планируются с индексацией на потребительские цены.

Возрастная категория материалов: 18+