Имидж банковского бизнеса, построенного на принципе справедливого сотрудничества с клиентом, рушитсяИмидж банковского бизнеса, построенного на принципе справедливого сотрудничества с клиентом, рушится

Активную позицию проявили и юридические конторы. Какую справедливость ищут банки и заемщики, выяснял финансовый обозреватель «АП».

Первой объявила о существовании «белых» списков банков антимонопольная служба, опубликовав в 2007 году на сайте перечень кредитных организаций, добровольно раскрывающих ставки по потребительскому кредитованию. В результате некоторые банки с радостью рекламировали тот факт, что они числятся в списке «белых и пушистых». Также ФАС стала во главе борьбы за честную рекламу финансовых продуктов. И на экранах телевизоров и плакатах появились громоздкие банковские объявления, содержащие (пусть и мелким шрифтом) все комиссии, уготовленные для заемщика.

Затем последовала кампания Центробанка за продвижение эффективной процентной ставки. Банкам вменили в обязанность с 1 июля 2007 года раскрывать полную стоимость кредита еще до заключения кредитного договора. И пусть сегодня далеко не каждый амурчанин знает, что же входит в состав расчета этой самой эффективной ставки по кредиту, но ее величину пытаются отыскать в кредитном договоре. К слову, в 2008 году Банк России издает указание «О порядке расчета и доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита», где написано, что в расчет полной стоимости кредита не включаются комиссии за частичное (полное) досрочное погашение кредита, а также комиссии за получение кредита наличными деньгами.

Самым активным борцом за справедливость оказался Роспотребнадзор. Письмо этой федеральной службы от 1 апреля 2008 года стоит прочитать всем амурчанам, хоть раз обратившимся в банк за кредитом. В нем доходчиво изложено, что такое цена кредитного договора, и даны объяснения, почему «эффективная процентная ставка» не может рассматриваться в качестве должного способа информирования потребителя о цене и условиях приобретения услуги. Благодаря усилиям Роспотребнадзора началось активное судебное наступление на недобросовестные банки, множатся выигранные у банков дела.

Наконец, особую заботу о заемщиках проявили сами юридические конторы. Не- бескорыстно, конечно. Активная реклама на радио и цветные объявления, расклеенные на улицах Благовещенска, не остаются без внимания. «Помогу вернуть излишне уплаченные денежные средства по кредиту в виде скрытых процентов», — указано в тексте рекламы одной амурской юридической компании.

Сотни амурчан уже обратились за такой помощью. Так, одна из жительниц Благовещенска отыграла до 50% начисленной платы по 8 кредитным договорам, заключенным с тремя амурскими банками. По ее словам, юристы с удовольствием берутся за дело, предлагая отдать 10% от выигранной у банков суммы. Причем в данном случае проблему решили за 4 месяца. Непосредственное присутствие на судебном заседании также не требовалось (достаточно доверенности). Для этой амурчанки судебное разбирательство стало спасением. Возврат части суммы долга по уже выплаченным кредитам и пересмотр сумм и графика платежей по еще действующим договорам спасли ее от долговой ямы.

Корреспондента «АП» при обращении в такую контору заверили, что достаточно принести кредитный договор, и юрист определит успешность обращения в суд и размер своего вознаграждения. Как показывает практика судебных разбирательств, юристы берутся за «восстановление справедливости» в том случае, если в условиях договора потребительского кредитования предусмотрена комиссия за открытие счета, его ведение или/и плата за досрочное погашение. Более того, заемщики могут попытать счастье в суде самостоятельно. В помощь им на сайте Комиссии по правам человека при Ассоциации юристов России представлен проект искового заявления и даны разъяснения неправомерности взыскания комиссий со стороны банков. Как рассказывают амурчане, в некоторых компаниях образец такого заявления буквально передается из рук в руки.

Однако есть у этих «справедливых» историй и другая сторона. Банки, юристы которых завалены кипами обращений от ущемленных в правах заемщиков, идут на отчаянные шаги, публикуя в прессе разъяснения о зловредности такого антибанковского настроя. Более того, тем, кто все же обратился в суд, обязательно позвонит служащий кредитной организации и напомнит об угрозе испортить навсегда кредитную историю. Стоит отметить, что, согласно закону «О кредитных историях», в основной части кредитной истории физического лица есть такой пункт «О фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским, споров по договору займа (кредита)…», поэтому упоминания о судебном разбирательстве действительно не избежать.

У банковских юристов также есть целый ряд доводов против борцов за «кредитную справедливость». Главный из них — заемщика никто не понуждает заключать кредитный договор, с условиями которого он ознакомлен заранее.

Кто победит в противостоянии — юридические конторы или юридические службы банка, заемщики или банкиры, — в каждом конкретном случае решает суд. В такой борьбе назревает глубинная проблема для всей банковской системы.

Во-первых, имидж банковского бизнеса, построенного на принципе справедливого сотрудничества с клиентом, рушится. Причем независимо от того, какие конкретно банки используют скрытые комиссии, ущемляя права заемщиков. Во-вторых, не предпринимается действенных шагов по искоренению финансовой и юридической безграмотности россиян. Юристы идут навстречу уже «потерпевшим» заемщикам, раскрывая за определенное вознаграждение тонкости кредитного договора. Однако многие банки до сих пор не готовы разговаривать с населением на понятном языке, без указаний на термины вроде «аннуитетные платежи» или «капитализация процентов». В результате проблема только усугубляется. Важно, чтобы сегодняшнее противостояние за кредитную справедливость не вылилось в итоге в войну банкиров и заемщиков.

Возрастная категория материалов: 18+