Квартиру в этом недостроенном доме 
Игорь Хмель ждет уже второй год.Квартиру в этом недостроенном доме Игорь Хмель ждет уже второй год.

В редакцию поступило несколько жалоб от горожан. Корреспондент «АП» попытался разобраться, кто виноват в сложившейся ситуации.

Их истории очень похожи: заключили договор долевого строительства, внесли требуемую сумму, планировали еще в прошлом году справить новоселье, но так и не въехали в новые метры. Потому что 90-квартирный дом в Благовещенске, который возводится на средства дольщиков, пока еще не достроен.

Кому верить

— В октябре 2007 года мы заключили договор долевого строительства с ООО «Гарантия», — рассказывают супруги Наталья и Игорь Хмель. — Стоимость двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу литер 16 в селе Чигири в районе СХПК «Тепличный», мы оплатили полностью, внесли 1 млн. 950 тыс. рублей. В квартиру мы должны были въехать еще в июле прошлого года. Но этот дом до сих пор не достроили. Сначала ООО «Гарантия» перенесло сдачу объекта на 31 декабря 2008 года, потом — на май 2009-го, теперь уже на сентябрь. Но судя по тому, как финансируется строительство, вряд ли успеет. Только на подключение отопления нужно порядка 1,5 миллиона рублей, а денег у компании на счетах нет.

Случившееся застройщик объясняет кризисом в стране и неполной продажей квартир. А вот обстоятельства, в которых оказались мы, никого не беспокоят. А нам, к примеру, пришлось заложить квартиру родителей, чтобы получить кредит. Каждый месяц мы платим банку по 20 тысяч рублей и живем на одну зарплату. Мы стали заложниками недобросовестной фирмы, вложив деньги и при этом ничего не получив.

Ирина Размахнина, будущая соседка этой семейной пары, тоже считает себя жертвой ООО «Гарантия». Она тоже два года назад заключила договор с вышеназванной компанией. Теперь большая часть заработка ее и мужа идет на погашение ипотеки. А молодая семья из трех человек ютится в студенческом общежитии, в комнатке площадью 10 «квадратов». В начале августа Ирина направила в компанию претензию о выплате неустойки и пени. Сумма, по предварительным подсчетам, «накапала» солидная — более 400 тысяч рублей.

— Кто же знал, что так будет, разве каждого застройщика проверишь? — сожалеет Ирина Размахнина. — В СМИ шла реклама компании, говорилось об их истории — якобы давно на рынке жилья, поэтому мы и обратились. Тем более что уже было построено 5 этажей дома. Все это обещало хорошие перспективы. Но неожиданно строительство заморозили. Я терпела два года, а в этом месяце направила в фирму свою претензию по нарушениям сроков. Уже пришло уведомление, что письмо получено, теперь жду результата. Может быть, хоть что-то сдвинется.

К слову сказать, дольщики компании «Гарантия» не только тешат себя надеждами, но и пытаются объединиться в инициативную группу. Чтобы уже совместными усилиями решать затянувшуюся проблему.

— Мы встречались с жильцами других домов, построенных «Гарантией», так люди рассказывают, что им, для того чтобы закончить предпоследний дом, приходилось собирать с каждой семьи еще по 10 тысяч рублей (на завершение строительства нужен был миллион), — говорят супруги Хмель. — Мы даже готовы пойти на это, что-то доделать на свои средства, был бы дом подключен к воде и теплу.

Стройка тихим ходом

Тише едешь — дальше будешь, — эта старинная русская поговорка, увы, не относится к строительному бизнесу. Ведь здесь дорог каждый день, и просрочка заметно бьет по рентабельности проекта. Что касается возводимого «дома раздора», то сегодня не скажешь, что стройка тут идет полным ходом. С улицы Воронкова, если не видеть вагончика-сторожки, территория вообще кажется заброшенной — слишком буйно разросся бурьян.

Однако когда попадешь за ограждение, видишь некоторое оживление. Но не такое, чтобы сказать: стройка кипит. Мы насчитали около десяти человек, плюс машина, забивающая сваи. Хотя на строительных объектах обычно трудятся десятки рабочих. Две недели назад компания-подрядчик ООО «Сервер» наконец-то зашла на эту стройку. В ее задачах — смонтировать крыльцо и пандусы, благоустроить территорию.

Свою миссию строители должны выполнить к середине сентября. В том, что они успеют к намеченному сроку, работники этой компании не сомневаются. Чему удивляются, так это настолько затянувшемуся строительству!

— Мы строили соседний жилой дом с подземной автостоянкой, начали позже, так люди уже год там живут. А здесь, при таком темпе работ, не видно ни конца ни края, — замечает бригадир бригады плотников-бетонщиков ООО «Сервер» Виктор Забельщиков.

Такую не радостную для глаз картину наблюдают и сами участники долевого строительства. По словам сторожа, охраняющего данный объект, несчастные наведываются к дому чуть ли не каждый день. Смотрят, что дело продвигается медленно, и жалуются, что давным-давно должны были справить новоселье.

Есть ли гарантия?

ООО «Гарантия» работает на рынке строительства жилья уже 16 лет. Немалый срок для компании. За это время застройщиком было возведено около 15 домов, или более 60 тысяч квадратных метров. И этот проблемный многоквартирный дом возведен практически на 90%. Как же получилось так, что компания не может выполнить своих обязательств и почему затянулся последний рывок, — мы попытались выяснить у директора ООО «Гарантия» Сергея Ильчука.

— Этот простой связан с недостаточным финансированием объекта, и как ни парадоксально и ни смешно, но из-за экономического кризиса, — комментирует ситуацию Сергей Леонидович. — После банковской сферы рухнуло строительство. Если брать структуру наших договоров за последние два-три года, то процентов 90 их шло через ипотеку. Однако с октября прошлого года банки практически прекратили выдачу ипотечных кредитов, и с тех пор продаж просто нет. Мы не можем полностью реализовать квадратные метры — осталось еще 5 квартир. Если бы они были проданы, денег хватило бы на завершение строительства — требуется около 6 миллионов. Мы пережили дефолт 98-го года, но сейчас нам приходится невероятно туго.

— Но в данном случае, согласно договорам долевого строительства, вы должны были закончить дом 1 июля 2008 года. То есть люди заплатили вам деньги еще до начала кризиса.

— Да, мы должны были сдать дом к этому времени. Но в договорах есть такая строчка (не хочу на нее уповать, но все же): «при условии нормального финансирования объекта всеми застройщиками». К сожалению, на 1 июля 2008 года далеко не все квартиры нами были проданы. «Нулевка» — это всегда рискованно, но мы всегда исходим из того, что будут нормально идти продажи, мы вовремя продадим, вложим деньги и успеем достроить. Но, к сожалению, продажи не пошли.

Ситуация осложняется тем, что если раньше подрядные организации, наши постоянные партнеры, принимали оплату постфактум, то сейчас обязательно требуют предоплату. Потому что им также нужно платить людям зарплату, налоги и т. п. Сейчас нам удалось договориться с ООО «Сервер», они проводят благоустройство, а взамен получат квадратные метры. В середине сентября, думаю, закончим его и уйдем с улицы. А по «внутрянке» работ осталось совсем немного: установить входные двери в квартиры, радиаторы, подвести канализацию и водопровод.

— Этот подрядчик выполнит свою работу и уйдет, значит ли это, что стройка опять встанет?

— Не могу прогнозировать развитие событий, — говорит Сергей Леонидович. — Нам самим невыгодно затягивать процесс, ведь дом готов практически на 90%. Поэтому мы ищем подрядчиков, готовых завершить работу. На сегодняшний день есть предварительная договоренность с китайской фирмой. Если они согласятся, мы завершим стройку.

— Дольщики утверждают, что в минстрое области вам предлагали несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, включая господдержку, но ни на один вы не согласились. Почему?

— Никто от них не отказывался, просто для нас они не выход. Первое предложение — это отсрочка по уплате налогов на региональном уровне. Но я налоги не плачу с января этого года — нет денег. Второе — госгарантия под получение кредита, которую дает минстрой области в качестве имущественного обеспечения кредита. Здесь загвоздка в том, что предприятие должно быть безубыточным по ежеквартальным отчетам в течение последних трех лет. У нас в связи с тем, что работы не выполнялись, I-й и II-й кварталы этого года резко отрицательные. Ни один банк не даст кредит, и какой смысл тогда получать госгарантию?

Третье предложение — продажа квартир Минобороны, оно приобретает жилье для военнослужащих по 27 тысяч за квад-ратный метр. Можно было бы согласиться на эту стоимость, но их просто не устроит наш объект, так как он еще не сдан.

Видимо, злободневный для дольщиков вопрос «когда?» по-прежнему остается риторическим. По всему видно, что процесс снова затягивается. Грядет осень, потом — морозы, и вряд ли в холодном здании будут вестись какие-либо работы. А значит, опять ждать весны. И людям вновь «кормиться» пустыми обещаниями…