Раскопки проводились в Константиновском и Михайловском районах. Помимо археологов БГПУ и центра сохранения историко-культурного наследия Амурской области, в исследованиях приняли участие специалисты из других регионов страны и дальнего зарубежья.

Предки современных амурчан далеко не первые, кто пытался освоить равнины Дальнего Востока. Почва Приамурья буквально напичкана древними поселениями и свидетельствами жизни средневековых культур мохэ и чжурчжэней. Первые, говоря языком специалистов, как носители тунгусоязычной культуры, изначально селились на территории сегодняшних Маньчжурии, Приморского и Хабаровского краев. После миграции их первые следы в Приамурье датированы примерно 7 — 8-м веками нашей эры. Чжурчжэни — более поздняя и развитая культура, также заметная в амурской истории.

О жизни тех и других написана масса научных трудов, проведено множество исследований, и все же почти каждый сезон раскопок добавляет подробностей в летопись их жизни. В этом году окрестности озера Осинового в Константиновском районе привлекли интерес международной археологической экспедиции. Здесь, помимо благовещенцев, в раскопках приняли участие их коллеги из Новосибирского института археологии и этнографии СО РАН и института истории и культуры Южной Кореи.

— Наш интернациональный коллектив занимался раскопками раннесредневекового поселения племени мохэ, датированного примерно 9 — 10-м веками нашей эры, — рассказывает амурский археолог кандидат наук Олег Шеломихин. — Провели топосъемку поселения, насчитали 21 жилище. Возможно, их было больше, но время берет свое. Одно из жилищ раскопали. На первый взгляд, классический тип, ничего особенного. Проще говоря, квадратная яма глубиной в один метр, стенки выложены деревянными плахами. Верхняя часть была оборудована в виде четырехгранной, обитой деревом пирамиды с отверстием для дымохода.

По словам собеседника, на радость археологам многие предметы, обнаруженные на месте раскопок, порадовали своим состоянием. Большинство сосудов явно принадлежат мохэской культуре, и если не уцелели буквально, то подлежат полному восстановлению. Помимо этого, в жилище найден десяток так называемых «бляшек», изготовленных из бронзы.

— На одежде мохэ не было карманов, поэтому все предметы крепились на поясах. Туда же нашивались эти «бляшки», — добавляет Олег Анатольевич. — Большинство из них имеют традиционную ромбовидную форму, поэтому настоящий интерес привлекли две «бляшки», выполненные в виде головы лося. До недавнего времени считалось, что у мохэ процветал культ домашних животных. Новые находки могут служить свидетельством почитания еще и диких копытных. Кстати, само жилище, скорее всего, принадлежало местному мастеру, так как многие находки имеют так называемый литейный брак. То есть после отливки не прошли дополнительной обработки точильными инструментами.

Кроме всего вышеперечисленного, археологи обнаружили в жилище мастера сами инструменты, а в районе очага найден плавильный тигель — небольшой стаканчик (как правило, из керамики), в котором плавился металл.

Другой момент — представители мохэ традиционно изготавливали сосуды ручным способом. Однако многие найденные на Осиновом озере горшки и вазы явно делались на некоем подобии гончарного круга, то есть с применением более поздних технологий. Все вышеперечисленное наталкивает специалистов на мысль о принадлежности раскопанного жилища переходному периоду от мохэ к чжурчжэням. В любом случае более точная информация и результаты раскопок станут известны позднее. Все находки направлены в Новосибирск для проведения серии экспертиз и анализов.