Кормить «железных коней» становится все дороже.Кормить «железных коней» становится все дороже.

От чего так стремительно повышается стоимость бензина, выясняла «АП».

Чтобы отследить, насколько быстро дорожает горючее, «АП» провела свой мониторинг. В течение двух недель мы объезжали автозаправочные станции сетей ДНК, «Амур-Транс-Нефть» и НК «Альянс».

Горючие метаморфозы

Начальные цены были зафиксированы 20 августа. Уже через 3 дня был отмечен первый «прирост»: ДНК переписала ценники на топливо АИ- 92 (с 25 рублей за литр до 25,5) и АИ- 80 (с 21 до 21,5 руб-ля). Спустя еще 4 дня цены повысились уже на других заправках: 92-й стал дороже на АЗС «Амур-Транс-Нефть». Здесь прибавка была рекордной — сразу на рубль и десять копеек, с 25,4 до 25,5 целковых за литр. НК «Альянс» также вырастила цену на АИ-92 и АИ-80 (с 25,3 до 25,8 и с 21,5 до 22,0 рубля соответственно). К первому сентября на «Амур-Транс-Нефти» на полрубля подорожали дизельное топливо (до 21,5 рубля) и 76-й (до 22 рублей).

Как уже писала «АП», зима и весна текущего года дарили амурским автолюбителям планомерное и регулярное снижение цен на топливо. К маю бензин «упал» почти на 3 рубля. При этом разница с летними ценами 2008-го составила до 5 целковых. К началу летнего сезона цены начали активно расти. В июне прирост составил 2 — 3 рубля. Так, цена на АИ-92, который на АЗС ДНК в мае можно было купить по цене 19 рублей за литр, в июне подросла до 21,5 рубля.

По словам автомобилистов, которым приходится заправляться ежедневно, сейчас ценники на АЗС меняются чуть ли не через день, плюс 30 — 50 копеек. В результате некоторые виды топлива за три месяца стали на 5 — 6 рублей дороже. Сегодня литр 92-го на заправках Благовещенска стоит от 25,5 до 26,5 рубля. Цена на АИ-95 — от 26,5 до 28,8 рубля.

Прирост в законе

Такое поведение цен возмущает автомобилистов, но, как утверждают работники Амурского УФАС, пока амурские компании, реализующие топливо потребителю, поднимая цены на горючее, закон не нарушают.

— Мы проводим еженедельный мониторинг цен на топливо, реализуемое нефтяными компаниями на территории Приамурья, — рассказывает заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области Андрей Плешивцев. — Цены на нефтепродукты в городе действительно растут, и на данный момент их вряд ли можно назвать нормальными, но при этом повышение их местными компаниями экономически обосновано. В области отсутствует первичный рынок нефтепродуктов, и топливо завозится из других регионов. Причина роста стоимости бензина на розничном рынке — увеличение закупочной цены у оптовиков, а также повышение тарифов на железнодорожные перевозки, которое произошло в июле.

Проблемой занимаются антимонопольщики на федеральном уровне, говорят в Амурском УФАС. В России нефтяной рынок «держат» всего лишь четыре компании: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть» и «ТНК ВР». При этом, по закону, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию. Между тем нефтяным компаниям уже не в первый раз приходится отвечать перед антимонопольным законодательством за свой непомерный аппетит. Так, по словам Андрея Плешивцева, в конце декабря прошлого года ФАС в Москве оштрафовала всех «нефтяных монстров» за необоснованное повышение цен на общую сумму около 6 миллиардов рублей. А совсем недавно было принято новое решение о взыскании штрафов с «ТНК ВР» и «Газпромнефти» в размере порядка 9 миллиардов рублей. Однако пока принимаемые меры результатов не приносят — нефтяные компании до сих пор обжалуют штрафы в судах и продолжают накручивать ценник, а вслед за ними это приходится делать и региональным поставщикам.

Кстати, «жадность» нефтяников широко обсуждается и в центральных СМИ. По последним данным, цены на нефть в последнее время растут и от того, что нефтяные компании и крупные нефтеперерабатывающие заводы проводят ремонт и реконструкцию своих предприятий, а стоимость ее рачительные нефтяники заложили в тариф на «черное золото».

Нефтезависимость

В Приамурье бензин едет по железной дороге. Главные поставщики — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уфа, Омск, Ангарск, Ачинск. Цистерны с горючим в город поступают почти ежедневно. Иногда бывает так, что омский или уфимский бензин обходится компаниям дешевле, чем привезенный из соседнего Хабаровска. В этом случае дешевле он будет продаваться и в розницу. Это, по словам местных оптовиков, еще раз доказывает, что цена производителя — главное при формировании цены для потребителя.

— Есть четкая зависимость между ценой на нефть и ценой бензина на АЗС, — отмечает заместитель директора ОАО «Амурнефтепродукт» Марина Пискун. — Кроме того, существуют строгие рамки для поставщиков и продавцов нефтепродуктов (которыми мы являемся), за которые нельзя выйти, повышая цену для потребителя. Мы имеем право получать только определенную прибыль. Попытка увеличить ее может обернуться для продавца проблемами с антимонопольной службой. На рынке бывают ситуации, когда нефтяная компания может продать с большим дисконтом партию нефти тому или иному производителю. В этом случае он обязан сделать скидку и на готовые нефтепродукты, а поставщик и продавец в свою очередь делают скидку покупателю. Тогда цена на бензин уменьшается. Если же она растет, то означает это только одно: нефть стала дороже.

Еще одной причиной повышения цен на бензин в конце лета стала задержка поставок топлива на Дальний Восток.

— В августе на внутреннем рынке топлива сложился дефицит, — прокомментировали ситуацию в ЗАО «ДНК». — Сначала произошла задержка отгрузки топлива, затем железнодорожники задержали доставку в регион. В неприятную ситуацию попали практически все местные компании. Кто-то успел сделать запасы, а кто-то вынужден был максимально выгодно распродавать остатки — дефицит ведь всегда порождает повышение цены. Будет ли дальше «расти» топливо и существует ли предел этого роста — от прогнозов продавцы воздерживаются. По неофициальным же данным, на местном рынке горючего ждут очередного повышения. Краткосрочное снижение стоимости бензина, так порадовавшее автолюбителей в кризис, постепенно начало забываться.

Рулевые держат цены из последних сил

Летнее повышение «горючих» цен ощутили на себе те, кто «работает на бензине». Таксисты, работники транспортных компаний отмечают снижение рентабельности своего бизнеса, но при этом пока держат цены для клиентов без изменений. Некоторые для поддержания уровня доходов идут на крайние меры.

— Мы не переписывали прайс-листы за летние месяцы, несмотря на то, что расходы на бензин выросли существенно, — признается заместитель технического директора Амурской региональной транспортной компании Алексей Русаков. — Единственный выход для нас пока — пересмотреть премии для сотрудников и отложить повышение заработной платы. Однако если топливо продолжит расти, придется повышать и цены для клиентов.

Чтобы не работать себе в убыток, фирмы такси также не исключают возможности подорожания своих услуг. В последний раз большинство таксистов повышало цены зимой, в среднем на 10 рублей.

— Зимой увеличивается расход топлива, а значит, это необходимо отражать в тарифе, — отмечает главный диспетчер «Желтого такси» Наталья Максюта. — вырастут ли цены на наши перевозки будущей зимой, пока неизвестно, но, думаю, если бензин будет дорожать, повышение состоится.

— На сегодняшний день у перевозчиков есть определенная «подушка безопасности», ведь практически никто не снизил цены для пассажиров, когда бензин дешевел, — анализирует ситуацию Николай, руководитель одной из фирм такси. — Поэтому сейчас таксисты просто вернулись к прошлогоднему уровню рентабельности. Но как только топливо «перешагнет» планку прошлого лета (станет дороже 28 — 29 рублей), клиенты это также ощутят.