Для демонстрации силы террористы взорвали автомобиль.Для демонстрации силы террористы взорвали автомобиль.

Проведение контртеррористической операции на объектах водного транспорта для амурских спецслужбистов было в диковинку. Поэтому немалую помощь в организации оказывали специалисты регионального управления ФСБ из Хабаровского края. В отряде спецназа собрались не только «чекисты», но и специ из Управления федеральной службы исполнения наказаний, наркоконтроля, пограничного управления ФСБ, УВД. Учения, стоит заметить, проходили в самых что ни на есть боевых условиях под проливным дождем.

Террористы захватили судно еще в 13:30. На прилегающей территории был введен режим контртеррористической операции: проход только по пропускам, эвакуация всех гражданских. Сразу же начал работать оперативный штаб.

— Целью сегодняшнего мероприятия является отработка силовой фазы операции, — говорит руководитель аппарата оперативного штаба Амурской области Аркадий Артемьев. — Самая главная задача — поддержание в боевой готовности наших сил и средств, а также отработка на практике действий оперативного штаба, состоящего из представителей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти. Мы проведем несколько неожиданных вводных моментов, чтобы члены штабы могли сориентироваться в реальной обстановке и принять оптимальное решение.

Переговоры велись с переменным успехом: бандиты требовали денег и периодически демонстрировали свою силу. Сначала выстрелили в заложника и бросили за борт, затем бабахнули из гранатомета в автомобиль на берегу.

Брошенного за борт ранили, но легко, и до прибытия спасателей он самостоятельно держался на плаву. От него же руководители операции узнали, что на берегу у террористов есть сообщники, которые могут привести в действие взрывное устройство. Пожарные тем временем поливали пеной «Москвич» с раскуроченной крышей. Через полчаса работы огнеборцев поляна напоминала большой торт: слой сливочного крема, увенчанный автомобилем из марципана.

Незамедлительно были вызваны взрывотехники, помогали им кинологи с собаками. Умные животные, правда с подсказками хозяев, обнаружили самодельное взрывное устройство. Специалист в синем взрывокостюме, который напоминал космический, осмотрел деревянную коробку и принял решение ее уничтожить. Взрыв эквивалентом в 200 граммов тротила снова ненадолго оглушил всех присутствующих. Щепки потом разбирали на сувениры.

Наконец, путем долгих переговоров ближе к 16 часам террористы согласились причалить для получения требуемых денег. Тут их и поджидали спецназовцы, спрятавшиеся на соседней барже. Едва судно с названием «Пингвин» причалило к берегу, начался штурм. Молниеносный. С одной стороны — вираж на катере под пулеметную очередь и бросок гранаты в воду, с другой — огонь из крупнокалиберного пулемета БТРа. Психологическое подавление, объяснили позже бойцы: противник паникует и не может принять решения.

Люди в черных костюмах прыгают на корабль и уже через несколько секунд кричат: «Чисто!» Террористы обезврежены, никто не пострадал.

— Мы выбрали наиболее подходящий из тактических соображений вариант действий, — рассказал руководитель оперативного боевого подразделения. — Все прошло по плану. На штурм ушло порядка четырех секунд, а вот переговоры — процесс более длительный. В реальных условиях времени ушло бы еще больше. Процесс штурма очень сложный, но подготовка к подобным мероприятиям ведется довольно плотно: и командная, и индивидуальная. Подобные по масштабу мероприятия мы проводим трижды в год. В итоге получается пять-шесть учений разного уровня. Этого вполне достаточно. В реальности все было бы намного страшнее и сложнее, мы должны быть к этому готовы.