Новое общежитие АмГУ должно разгрузить остальные, которые сейчас густо заселены.Новое общежитие АмГУ должно разгрузить остальные, которые сейчас густо заселены.

Например, в АмГУ отчаянные счастливчики готовы ютиться вшестером, а то и ввосьмером в одной комнате, лишь бы не снимать жилье.

Небольшие комнатки, двухъярусные сетчатые кровати, целый «табор» жильцов — в студенческом общежитии время, казалось, остановилось. В какую бы комнату ни заглянул, увидишь все тот же колоритный «пейзаж» — разница лишь в количестве предметов и людей, ее населяющих.

Примечательно, что пальму первенства в негласном соревновании на переуплотнение среди благовещенских госвузов уже лет 15 держит АмГУ. Именно там меньше всего общежитий: всего 4 на 5,5 тысячи студентов. Потому с началом каждого учебного года руководство университета хватается за голову: куда же расселить всех желающих? В итоге общежитские апартаменты достаются «абитуре» и студентам-пятикурсникам. Остальных же селят только при наличии «малоимущих» справок или свободных мест.

— В этом году с заселением было проще: народ не ночевал сутками возле деканатов — старались всем угодить, — говорит Иван, студент 5-го курса АмГУ. — Правда, теперь в некоторых комнатах живут по 6—8 человек. Мне, конечно, было легче — выпускной курс, ордер вне очереди (мы живем втроем). Но говорят, что скоро все разрешится — открывают 5-ю общагу, и часть студентов переедет туда.

О том, что в АмГУ в некотором роде ждут новоселья, подтвердили и в ректорате. Уже через месяц часть учащихся должна перебраться в новое общежитие. Точнее сказать, оно старое — еще год назад принадлежало Благовещенскому сельхозтехникуму. Но городские власти решили передать здание в федеральную собственность и, соответственно, во владение Амурского госуниверситета. Ремонт в здании уже сделан, осталось устранить неисправности в водоотведении и установить пожарную сигнализацию.

— Общежитие по улице Калинина рассчитано на 360 мест, к октябрю мы его запустим, — говорит проректор АмГУ по учебной работе Виктор Проказин. — Оно будет пятым и снимет напряженную ситуацию с заселением. Так что перспективы у нас радужные и проблема «тесности» скоро разрешится.

Однако сами студенты по поводу нового и отдаленного общежития думают иначе. Считают, что туда поместят троечников и штрафников, кто в предыдущие годы нарушал правила проживания. Этот казенный дом они даже нарекли «Камчаткой».

Кстати, нынешняя демографическая ситуация сыграла на руку студентам других благовещенских вузов. Что касается БГПУ, то здесь нагрузка на общежития (а их пять) снизилась почти на 300 человек. В вузе недобрали почти 80 первокурсников, плюс почти в 20 раз сократилось количество договорников: на очном отделении было около 240, а сейчас — меньше 20. В общем, из-за ЕГЭ и финансового кризиса значительно просторнее стало в педагогических общежитиях.

В ДальГАУ шесть «казенных» домов, их тоже вполне хватает, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся студентов. В аграрном вузе также отмечают недобор учащихся — 486 человек на 710 бюджетных мест. Но пустующие секции общежитий здесь заполнят заочниками. Примечательно, что желающих учиться на такой форме оказалось в три раза больше, чем прежде: почти тысяча человек! Видимо, рабочий класс испугался, что в следующем году ему придется сдавать ЕГЭ.

Меньше всего головной боли с заселением у студентов АГМА. Оно и понятно — в медицинской академии восемь общаг. Поэтому мест для проживания хватает не только учащимся, но и аспирантам, а также сотрудникам медицинской академии. При необходимости студенты могут занять и большую жилплощадь — даже жить без подселения (разумеется, в таком случае плата за общежитие уже возрастет).

Больше всего в плане проживания везет курсантам МГУ им. Невельского — это бывшее речное училище. В морском университете не только размещают в общежитии (оно рассчитано на 540 мест) всех иногородних и выдают им постельные принадлежности, но и обеспечивают всех курсантов формой и питанием. В день, по норме, речники «съедают» 100 рублей.

Дефицит студентов компенсируют иностранцами

ЕГЭ в этом году порядком подпортил вступительную кампанию. Настолько, что вузам пришлось объявлять допнаборы. Неохотно расставались с деньгами и платники. Дефицит первокурсников в учебных заведениях частично компенсировали за счет иностранных студентов.

— Мы развиваем международную деятельность, в этом году на базе вуза планируется обучать 72 иностранца — учащихся Чаньчуньского и Цзиминьского частного университета «Хуацяо», — говорит проректор АмГУ по учебной работе Виктор Проказин. — Восемь человек уже зачислены на первый курс факультета прикладных искусств, остальные же — слушатели, будут изучать русский язык.

А вот в педуниверситете отмечают снижение числа иностранцев, желающих говорить по-русски. Вместо 110 человек, как было в прошлом году, на подготовительном отделении здесь будут учиться только 70. Кстати, БГПУ первым начал практиковать дружественный обмен студентами еще лет 20 назад.

— Данную ситуацию мы не связываем с кризисом, а скорее с изменившимися требованиями, поскольку ввели жесткую систему тестирования иностранцев, — отмечает начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ, директор института Конфуция Николай Кухаренко. — В этом году ее прошли только 70 человек. Немного, но это те люди, которые действительно будут учиться, а не просиживать время ради визы.

В общем, наши приграничные соседи теперь соседствуют и по общежитиям — их обычно селят на верхних этажах. Такая «ассимиляция» плодотворно отражается на обеих сторонах. Амурчане общаются с живыми носителями языка, а китайские ребята, кроме этого, еще и воспитываются трудом. Ведь в российских общежитиях им приходится мыть полы, выносить мусор и готовить. К чему многие просто не приучены — детей в Китае воспитывают как маленьких императоров.

Единственное «но»: гостей встречают лучше, чем своих. Например, в комнатах иностранцев в первую очередь меняют деревянные окна на пластиковые, старые кровати — на новые. Даже обои там уютнее и светлее.