Главной причиной смены «прописки» сел стала транспортная удаленность от районного центра.Главной причиной смены «прописки» сел стала транспортная удаленность от районного центра.

Дорога вокруг моря

Главной причиной смены «прописки» сел стала транспортная удаленность от районного центра. Сегодня, чтобы добраться до Зеи, жителю поселка Дугда необходимо потратить около двух суток и пересечь Тындинский, Сковородинский и Магдагачинский районы, обогнув Зейское водохранилище. Сначала на поезде 13 часов ехать до Тынды, потом ждать 17 часов отправления следующего поезда до Тыгды, снова 10 часов добираться по железной дороге и далее на автомобиле до центра района.

— В месяц мне приходится преодолевать такой маршрут 2—3 раза, — рассказывает глава администрации поселка Дугда Татьяна Воронцова. — Чтобы не отправлять за каждой справкой жителей, мы ездим за документами в Зею сами. Конечно, тратить на дорогу туда и обратно больше трех суток — это физически очень трудно, представляете, сколько еще за этот длинный путь нужно заплатить денег? Поэтому понятна позиция сельчан, которые хотят перейти в Тындинский район, — дорога сократится в несколько раз. Нам, конечно, территориально ближе Селемджинский район, но жители в ходе опроса высказались именно за Тындинский.

Председатель Зейского района Совета народных депутатов Людмила Матвеевская направила письмо губернатору Олегу Кожемяко, в котором подробно объяснила причины присоединения пяти поселков к другому району.

— Зейский район является одним из самых больших в Амурской области. При этом отсутствуют автодороги, которые бы связывали поселки Верхнезейск, Бомнак, Дугда, Огорон, Тунгала с районным центром — городом Зеей, — говорит Людмила Матвеевская. — В это же время доступность столицы БАМа позволяет жителям зейских поселков решать там многие важные вопросы: получать услуги банков, нотариусов, медицинскую помощь. Банки, которые имеют свои филиалы в Зее, отказывают в предоставлении своих услуг сельчанам. Между тем последние активно пользуются зарплатными пластиковыми картами, открытыми в тындинских банках. В поселках существует ведомственная железнодорожная электросвязь, которую обеспечивает Тындинский региональный центр связи и работают отделения Тындинского почтамта. Жилищно-коммунальные услуги населению оказывает ГУП «Коммунальные системы БАМа», офис которого находится в Тынде.

Патриоты против

Однако позицию главы Зейского райсовета разделяют не все. Руководитель администрации Огорона Виктор Володин категорически против передачи поселков Тындинскому району. Он считает, что им будет трудно привыкать к новой системе сотрудничества с управлением социальной защиты населения, налоговой инспекцией, другими службами.

— Я все-таки патриот Зейского района и болею за него. Зачем нам нужны эти реформы, если от Огорона до Зеи есть дорога? Другое дело, что ее нужно приводить в порядок. От Огорона существуют притрассовые дороги до Верхнезейска и Тунгалы — стоит их отремонтировать, и все вопросы будут сняты, — объясняет свою точку зрения Виктор Володин. — С передачей в Тындинский район мы получим массу проблем: это регистрация жителей, изменение карт, переучет в налоговой инспекции и много других бюрократических вопросов.

В администрации Зейского района рассматривали вопрос восстановления автодорог, но пришли к выводу, что доступность населения северных поселков к Зее от этого улучшится ненамного. Огорон и Зею связывает 170-километровая дорога, которая доступна для проезда только несколько месяцев в году. Между Огороном и другими бамовскими поселками притрассовые дороги требуют вложения колоссальных инвестиций, чтобы по ним можно было проехать на легковом автомобиле. Но даже с появлением круглогодичного автомобильного сообщения ни одна транспортная компания не откроет регулярные автобусные маршруты, так как малый пассажиропоток и огромные расстояния сделают цену билета неподъемной для большинства населения. Тогда как сегодня от самого отдаленного поселка Дугда до Тынды можно до-ехать по железной дороге в общем вагоне всего за 300 рублей.

В администрации Тындинского района готовы принять пять поселков Зейского района, если их жители выскажутся за такой переход.

— В случае передачи наш район станет самым большим в Амурской области по территории, его площадь составит более 100 тысяч квадратных километров, — отмечает Тамара Лысакова, глава Тындинского района. — Район раскинется в длину почти на тысячу километров. Конечно, нам будет трудно управлять таким хозяйством, но мы должны понять и проблемы населения: если жителям Дугды или Верхнезейска удобнее добираться до Тынды, то наша задача поддержать их инициативу перейти в другой район. Тем более что подобный процесс уже происходил, когда к нам отошли поселки Тутаул и Дипкун Зейского района. Осенью мы планируем выезд в поселки, чтобы посмотреть на состояние, прежде всего жилищно-коммунального хозяйства, потому что сегодня — это самый больной вопрос для всего севера области. С принятием 5 поселков должен измениться и наш бюджет, ведь у нас появятся дополнительные затраты.

Карта зависит от референдума

Тем временем в Зейском районе подсчитали, что в год налоговые поступления от Дугды, Тунгалы, Огорона, Верхнезейска и Бомнака составляют 18 миллионов рублей, а затраты районного бюджета на содержание этих поселков — около 30 миллионов. Поэтому в финансовом плане Зейский район даже выиграет. Среди существенных потерь — несколько десятков тысяч квадратных километров территории с богатыми запасами полезных ископаемых. Под юрисдикцию Тындинского района уйдет и подъездной путь к Эльгинскому месторождению угля, который берет свое начало возле Верхнезейска. Таким образом, геостратегическое положение Тындинского района значительно улучшится. Хотя, как подчеркивает Тамара Лысакова, и в сегодняшних границах района много полезных ископаемых, которые позволили бы району жить на широкую ногу, но отсутствие инвесторов оставляет эти запасы только на бумаге.

Кроме этого, Зейский район потеряет единственный эвенкийский поселок — Бомнак. Это самый северный населенный пункт в этом районе. Сегодня между Бомнаком и Зеей курсируют самолеты, полеты которых дотируются из областного бюджета, поэтому особых транспортных проблем здесь нет. Но географически он находится выше бамовских поселков, а отделить его от них и оставить в Зейском районе нет возможности. Однако эвенки от перехода в Тындинский район не пострадают — авиарейсы обещают направить на Тынду.

Референдум о выходе из состава Зейского района и переходе в Тындинский район планируют провести в Бомнаке, Верхнезейске, Дугде, Огороне, Тунгале 22 ноября. Если более 50% жителей этих поселков проголосуют за переподчинение, 4 тысячи человек будут менять прописку. По предварительным опросам, которые уже проводились в поселках, большинство населения высказывается за присоединение к Тындинскому району. Существенную роль здесь сыграл и тот факт, что жители всех поселков по-прежнему будут оставаться амурчанами, проживающими в районах, приравненных к Крайнему Северу. Этот статус дает многочисленные льготы: коэффициенты к заработной плате, дополнительные дни к отпуску, льготную пенсию.

Мнение

И. о. начальника управления внутренней политики Амурской области Ольга Довлатбегова:

— Главное слово за жителями поселков — пока они не выскажут свое мнение на референдуме, мы не можем что-либо делать. Если население выскажется за переход в другой район, тогда начнется следующий этап — принятие соответствующих решений на уровне районных советов народных депутатов, потом на уровне Законодательного собрания области, после чего документ об изменении административно-территориальных границ подписывает губернатор. В целом этот процесс очень сложный и длительный, потому что связан с земельными вопросами, регистрацией граждан, изменением карт. Я думаю, что на это потребуется около двух лет.