Финансирование визитной карточки спортивного Приамурья оставляет желать лучшего. Финансирование визитной карточки спортивного Приамурья оставляет желать лучшего.

Разговор шел не только о предстоящих спартакиадных баталиях. Человек, много лет проработавший на различных руководящих должностях в амурском спорте, назвал главные проблемы всей нашей спортивной отрасли. В беседе шла речь и о футбольном клубе «Амур».

Сельский спорт идет вперед

— Николай Федорович, где пройдут финальные старты юбилейной спартакиады?

— Рекомендовано провести их в Серышеве. Но это не окончательное решение, последнее слово за губернатором. Лично я в душе за второго претендента — Константиновку: при проведении финальных соревнований в ней потребовалось бы меньше бюджетных средств на приведение в порядок спортивных сооружений. Но серышевцы в следующем году отмечают 75-летие села, и это склонило чашу весов в их сторону.

— Когда возьмет старт первый этап спартакиады? По скольким спортивным дисциплинам она пройдет?

— Спартакиада по традиции стартует легкоатлетическим кроссом, который состоится в Белогорске 3 октября. Победители и призеры, как и в прошлом году, определятся в 17 видах спорта. Некоторые районы просили вернуть в программу спартакиады рыбную ловлю и туризм. Я в принципе не против, но есть сложности с финансированием, в первую очередь, в муниципальных образованиях.

— В какой стадии развития пребывает в последние годы сельский спорт: движется вперед, стоит на месте или положение в нем ухудшается?

— Скорее первое. По крайней мере, положительные подвижки налицо. Больше стало проводиться районных соревнований. Практически все районы проводят свои спартакиады. В разных масштабах, но проводят. Но по большому счету сельский спорт жив областной спартакиадой. Не будем проводить ее — все потихоньку заглохнет.

— Похоже, у сельских спортсменов имеются проблемы, и немаленькие.

— Их столько — устанете загибать пальцы. Недостаточное финансирование, допотопные спортсооружения, нехватка спортивного инвентаря. В сельской местности очень мало детско-юношеских спортивных школ, а из тех, что есть, многие работают плохо. Молодежь уезжает в города. Проблема тренеров и методистов стоит очень остро. Молодые специалисты из Благовещенска в села не едут — очень маленькая зарплата. Из 17 районов области только в двух есть комитеты по физкультуре и спорту, еще в трех — отделы. А в остальных лишь сектора, в которых один человек занимается и делами молодежи, и культурой, и спортом. Однозначно, от такого объединения толку и пользы немного.

— Какую лепту вносит в развитие сельского спорта спортивный клуб «Урожай»?

— В последние годы весьма небольшую, в сравнении с тем, что было раньше. Проводим сельские областные спартакиады и оказываем селянам кое-какую практическую и методическую помощь. Проводимые нами физмероприятия финансирует областное спортуправление. Что касается заработной платы, то она в бюджет области два года назад перестала закладываться. Где-то что-то выпросим, где-то что-то заработаем. Правда, несколько месяцев назад жить стало легче: у нас появился спонсор. На сегодняшний день в штатном расписании значатся всего три человека: директор, заместитель и бухгалтер, работающий на полставки.

— А раньше сколько было?

— До 1996 года у нас трудились 52 работника. В 15 районах области имелись районные клубы «Урожай», в каждом работало по два специалиста. У нас была своя спортивная база, на которой, кстати, жили и тренировались футболисты «Амура». Естественно, проделываемая нами тогда работа несопоставима с нынешней.

Мы для Москвы никто

— Николай Федорович, вы более пяти лет возглавляли областной спорткомитет. Что можете сказать о сегодняшнем положении дел в амурском спорте?

— Подъема нет точно, и ожидать его в ближайшем будущем не приходится. Я имею в виду большой спорт. В этом плане мы для Москвы никто. Так и будет, пока у нас не появятся кандидаты в олимпийскую сборную страны.

— Может, вы не в курсе наших громких успехов каратистов, гиревиков, джуистов, кикбоксеров, самбистов, фитнесисток?

— В курсе — «Амурскую правду» читаю. Но в Москве смотрят только на результаты, показанные в олимпийских видах спорта. А они у нас невооруженным глазом не видны, да и вооруженным тоже. Я не имею ничего против каратэ. Но знаете, сколько в нем версий? Ого-го сколько, а значит, и конкуренция несопоставимая с легкой атлетикой или футболом, в которых версий нет. Поэтому юные каратисты из Белогорска и Райчихинска едут на первенство мира в Японию и возвращаются домой с медалями. Не уверен, что они до этого выиграли Россию.

— Почему мы так слабо выглядим в олимпийских видах спорта?

— Я вижу три причины. Прежде всего это недостаточное для взятия высоких вершин финансирование. Чтобы подготовить одного олимпийца, необходимо вложить в спортсмена миллионы и миллионы. А посмотрите, какая у нас спортивная база. Занимаемся в залах, построенных еще 30—40 лет назад.

Третья причина — тренеры. Когда они в последний раз ездили на учебу? Наверняка во времена Советского Союза. Кто у нас выводит ребят в чемпионы? Выпускники физвоса БГПУ и техникума физкультуры. Но в них готовят не чистых тренеров, а преподавателей физкультуры. Они могут довести своих учеников до первого разряда или кандидата в мастера спорта, в единоборствах — до мастера спорта. Чтобы попасть в олимпийскую сборную, надо бегать, прыгать, играть, бороться на порядок быстрее, дальше, сильнее.

Были футболисты — был результат

— В 2006 году, когда вы работали генеральным директором футбольного клуба «Амур», команда финишировала на девятом месте. Эту же строчку в турнирной таблице она занимает и сейчас. Что общего между этими сезонами?

— Во-первых, неудовлетворительное финансирование. Я засыпал и просыпался с одной мыслью: где взять денег? Задолженность по зарплате доходила до двух месяцев.

Ну и комплектовались мы, как и «Амур-2009», в авральном порядке и по остаточному принципу. На январь 2006 года в команде остался всего один игрок — вратарь Антон Козорез. Считаю, что отработал в клубе добросовестно. Обидно только, что одна из газет из номера в номер обвиняла меня во всех бедах «Амура». В этом году команда играет хуже некуда, но я не нашел ни одной критической строчки в адрес генерального директора.

Чем я не понравился журналисту, ума не приложу.

— В чем причина неудач сегодняшнего «Амура»?

— Финансирование визитной карточки спортивного Приамурья оставляет желать лучшего. Как следствие, вместо трех учебно-тренировочных сборов команда имела всего одни, да и те неполноценные. Скомплектовалась, как я уже говорил, по остаточному принципу.

— Может, главного тренера стоило поменять?

— Да вы что, Борис Лавров очень грамотный специалист. Он пришел в команду при мне. Приглашая его, я прежде навел справки — отзывы о нем были только положительные.

То, что он умеет работать, Борис Валентинович доказал в 2007 году, когда «Амур» занял в зоне «Восток» второе место, совсем чуть-чуть не дотянув до первого. Были хорошие футболисты — был высокий результат. Нет их — нет и результата. Сейчас даже если Гуса Хиддинка в команду пригласить, мало что изменится. Надо не повторить всех ошибок в следующем сезоне.

Справка

Николай Жемков

Родился 25 апреля 1952 года в поселке Октябрьский Зейского района. Образование высшее (факультет физического воспитания и спорта БГПИ). Основные места работы: председатель дорожного совета ДСО «Локомотив» БАМа, инструктор обкома КПСС, председатель областного спорткомитета, генеральный директор футбольного клуба «Амур». Отличник физической культуры и спорта, заслуженный работник физической культуры России.