К сожалению, с телефонным этикетом знакомы не все.К сожалению, с телефонным этикетом знакомы не все.

То и дело в залах раздавался перезвон сотовых телефонов нерадивых зрителей. Существует ли способ принудительно выключить мобильные в учреждениях культуры? Или стоит развивать личную культуру зрителей посредством пропаганды? Корреспондент «АП» попробовал разобраться в вопросах мобильного этикета и методах принудительного подавления GSM-сигнала.

В театре так не принято

На показах «Амурской осени» в зале филармонии зрители почему-то забывали отключать мобильные телефоны. На спектакле «Американские горки» пиликанье телефонов было настолько вызывающим, что член жюри конкурса антреприз заслуженный артист РФ Игорь Скляр не выдержал. В антракте он вышел к сцене и обратился к публике.

— Убедительно прошу всех отключить сотовые телефоны — это неуважение к актерам, работающим на сцене! Кроме того, вы очень мешаете жюри адекватно оценивать спектакль. Поймите, в театре так не принято! Это разрушает атмосферу спектакля.

После эмоционального выступления актера «мобильных» звуков в зале стало меньше.

Мобильные телефоны сравнительно недавно приобрели массовое распространение в России. Как и любое новое явление, возможности мобильной связи еще недостаточно освоены обществом на эстетическом уровне, говорят эксперты. Дабы не пропустить важный звонок от партнеров по бизнесу, вовремя получить sms от любимого человека и быть в курсе любых новостей от ребенка, пользователь связи следит за тем, чтобы его телефон всегда был включен. Но в ряде учреждений трезвонящий мобильник приносит лишь неудобства окружающим. Кроме театров и кинотеатров, телефоны просят выключать в музеях, больницах, на режимных предприятиях и объектах.

Если в последних телефоны просто сдаются на входе, то работники учреждений культуры в силах лишь попросить зрителей об одолжении. Просьбы, как правило, игнорируются. У этой проблемы существует и радикальное решение — подавители GSM-сигнала. Устройства размером с радиоприемник и весом не более двух килограммов уже давно и активно используются спецслужбами, крупными театрами и мюзик-холлами, а также рядом западных компаний. Теперь такая техника доступна и в России.

— Принцип действия подавителей прост: устройство создает так называемый «белый шум», то есть создает помехи в том же частотном диапазоне, в котором работают мобильные телефоны, — объяснил менеджер по связям с общественностью Дальневосточного региона ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») Александр Леонкин. — Таким образом, создается помеха между базовой станцией оператора и мобильным телефоном абонента. Лицензирование устройства с низкой мощностью не требуется. Однако наша задача — прививать мобильный этикет именно средствами пропаганды и с помощью средств массовой информации.

Так, например, «Аллигатор-40» стоимостью порядка 15 тысяч рублей способен перебивать сигнал сотовой сети в радиусе до 40 метров. «Аллигатор-25» (порядка 12 тысяч рублей) глушит сеть в радиусе 25 метров, однако, в отличие от старшего брата, распространяется не только на сети формата GSM, но и «3G», которую, кстати, операторы «большой тройки» обещают запустить в Приамурье в ближайшее время.

Мобильные глушители

Однако в Благовещенске ни в одном учреждении культуры принудительное воспитание невежественных зрителей не применяется. Так, в Амурском театре драмы верят в то, что их постоянный зритель — человек воспитанный.

— Думаю, мы со своими зрителями этот вопрос давно решили с помощью ролика перед спектаклем, — говорит заместитель директора Амурского театра драмы Ия Дегтярева. — Сейчас если и раздаются в зале звонки, то очень редко. Заметила, что окружающие сразу смерят нарушителя тишины таким взглядом, что он выводы сделает моментально. Мы все-таки надеемся на личную культуру наших зрителей, принудиловка не метод. Люди пришли в театр целенаправленно — посмотреть спектакль, все телефонные вопросы логично было решить загодя. Как-то же раньше мы жили без мобильной связи, неужели сейчас нельзя провести без нее пару часов? Нужно позвонить — сделай это в антракте.

Представители крупнейшей в области сети кинотеатров «Мир кино», узнав о GSM-подавителях, идею поддержали. Невзирая на то, что для них эта проблема не столь актуальна.

— Конечно, мобильники в залах трезвонят часто, но в кинозале, в отличие, скажем, от театра, этого почти не слышно: громкий звук и спецэффекты делают свое дело, — говорит менеджер компании «Мир кино» Андрей Пономаренко. — А в целом я считаю, что увещевать людей выключать телефоны бесполезно — мы за принудительные меры. Вопрос установки «мобильных глушилок» в кинозалах компании «Мир Кино» мы пока не рассматривали, но, думаю, если цена вопроса не кусается, то за это можно взяться.

Операторы мобильной связи солидарны друг с другом в позиции развития мобильного этикета. Их цель — обеспечивать связь, но вопрос культурного использования сотовых телефонов им небезразличен.

— Для того чтобы не нарушать порядок в общественных и культурных местах, достаточно лишь перевести мобильный телефон в беззвучный режим и при необходимости пользоваться сервисом SMS, — говорит пресс-секретарь дальневосточного макрорегиона ОАО «МТС» Елена Солонцова. — Что касается мобильного этикета, то мы будем рады совместным акциям с кинотеатрами, музеями и другими культурными учреждениями.

— Сфера деятельности нашей компании связана с предоставлением услуг связи, а остальное — работа общества, — говорит менеджер по работе со СМИ «МегаФон-Дальний Восток» Анна Писарева. — Воспитанный человек поймет, как вести себя в обществе. Необходимость установки мобильных глушителей регулируется нормами общества, возможно, эти меры — явление временное, позволяющее привить правила поведения относительно новой реалии в жизни современного человека.

Возрастная категория материалов: 18+