Платить за свет и тепло амурчане так же, как и жители других регионов страны, в будущем году снова станут больше. Это связано не только с инфляцией, подорожанием топлива, но и, как известно, курсом государства на экономически обоснованные тарифы.

В частности, это требует постепенного отказа от межтерриториального перекрестного субсидирования, когда государство компенсирует некоторым регионам часть затрат, позволяя снизить цену на электроэнергию для потребителей. В среду вечером Федеральная служба по тарифам России утвердила предельные уровни энерготарифов по каждому субъекту, однако амурские чиновники в связи с разницей во времени вчера не стали озвучивать конкретные цифры. Стоимость киловатт-часов для каждой группы потребителей мы узнаем в ближайшие дни, когда будет получен приказ ФСТ.

Платить за свет и тепло амурчане так же, как и жители других регионов страны, в будущем году снова станут больше. Впрочем, канву наших расходов на энергоснабжение власти все же очертили.

— Согласно графику поэтапного доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, на 2010 год для Приамурья был заложен рост тарифа на электроэнергию в 20 процентов, — пояснил и. о. начальника управления государственного регулирования цен и тарифов области Дмитрий Булдин. — Однако наше управление направило предложение в ФСТ России о 10-процентном росте. По предварительной информации, для населения эта цифра утверждена. Что касается предельных уровней тарифов на тепловую энергию на следующий год, то по имеющимся данным утверждено повышение в среднем по области на 18,1 процента. Кстати, впервые в тариф попали затраты на развитие производственных программ — финансирование замены оборудования, выработавшего свой ресурс.

Величина субсидии межтерриториального перекрестного субсидирования, которую запросили амурские власти на 2010 год, — 1 млрд. 582 млн. рублей. Какую сумму регион получит в итоге, пока неизвестно. Задумываясь о будущих тарифах в связи с ликвидацией этой помощи, от имени губернатора в Правительство РФ, Министерство энергетики, Минфинансов, ФСТ России и полпреду президента в ДФО уже отправлено обращение с просьбой о продлении сроков субсидирования до 2015 года.

Депутатов интересовало, из-за чего растут энерготарифы, не закладывают ли энергетики и коммунальщики рост дивидендов, лишние расходы, которые не должны оплачивать рядовые жители и предприятия из своего кармана. Как отметил Дмитрий Булдин, управление стоит на страже интересов потребителей и необоснованные затраты в тарифы не включаются.

В среднем, благодаря работе по формированию тарифных решений, удалось вывести из тарифов на 2009 год 2 миллиарда 195 миллионов рублей. Кстати, вопреки сложившемуся мнению, среднеотпускной тариф на электрическую энергию в Амурской области в этом году по сравнению с соседними регионами Дальнего Востока минимальный (см. диаграмму). Однако в Приамурье максимальный среди субъектов ДФО темп роста тарифа по отношению к 2008 году.

Инвестиции в будущее

Одной из главных проблем остается высокая степень изношенности основных фондов электросетевого хозяйства и ЖКХ. Как было отмечено, сегодня мы имеем дело с последствиями той тарифной политики, которая проводилась ранее, — деньги не вкладывались в развитие. Тарифы должны быть экономически обоснованными, а у нас в иных территориях, например, рост стоимости коммунальных услуг был даже ниже инфляции. Искусственное сдерживание привело к тому, что пришлось увеличивать расходы на ЖКХ из бюджета.

Впрочем, привлечь инвестиции в электроэнергетику позволит использование зарубежного опыта — системы тарифного регулирования в электросетях RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала). Это метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений. В этом случае тариф устанавливается на долгосрочную перспективу — на 5 лет или для начала на 3 года.

Как рассказал заместитель гендиректора Дальневосточной распределительной сетевой компании Александр Семенов, никто из нас не рискнет сейчас вкладывать инвестиции в электроэнергетику, ЖКХ, а лучше вложит в золотодобычу. Метод RAB же подарит прозрачные, неизменные условия надолго. Прежний метод расчета «затраты плюс» не позволял привлекать средства инвесторов в таком объеме, тогда как RAB-регулирование даст возможность, не перегружая тариф, получить необходимые для развития сетей средства. В этом году RAB опробуют уже в 9 регионах страны, с будущего года к эксперименту присоединится Приморье. С 2011-го схему опробуют остальные 4 филиала ДРСК, в том числе Амурская область.

ЖКХ — головная боль

Одна из возможностей сдержать рост тарифов на тепловую энергию — повышать производственную эффективность, снижать издержки и потери в сетях. И в регионе уже ведется эта работа.

— В области эксплуатируется 1150 низкоэффективных котлов, у которых КПД до 40 процентов, — привела пример заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Любовь Бойко. — Для решения этой проблемы в Приамурье реализуется программа модернизации коммунальной инфраструктуры до 2009—2010 годов. Из областного бюджета в этом году предусмотрено выделение 280 миллионов рублей. За счет этих средств планируется закрыть 15 низкоэффективных котельных, уменьшить потребление электроэнергии на выработку тепла до нормативов и снизить расход угля на 15,5 тысячи тонн. Запланированы деньги на приобретение 223 современных котлов, что позволит, кроме повышения надежности, снизить расход энергоресурсов.

В 2010 году по программе предусмотрено 48,7 миллиона рублей — это доля областного бюджета на софинансирование объектов, вошедших в федеральную программу. Областные власти намерены просить увеличить финансирование до 182 миллионов рублей на следующий год.

— Когда же мы сможем сказать потребителям, что повышения тарифов на коммунальные услуги больше не будет, сколько еще сотен миллионов нужно вложить в ЖКХ, чтобы тариф рос только в пределах инфляции? — неоднократно спрашивал у докладчиков спикер Заксобрания Александр Башун.

— ЖКХ — одна из самых высокозатратных отраслей, — отметила Любовь Бойко. — Результат от бюджетных вложений есть — достигнута значительная экономия топлива и снижение расхода электроэнергии. Экономический эффект от программы в 2009 году, по оценкам, — до 50 миллионов рублей. Значительное внимание уделено в этом году внедрению энергосберегающих технологий в зоне БАМа. Если бы эти расходы закладывались в тариф, он бы автоматически увеличился на 10 процентов. При этом окупаемость этих средств около полутора лет. В ближайшие годы все проблемы не решить, но уже сделано немало.