Власть думает, как обуздать цены.Власть думает, как обуздать цены.

Однако в России наказ руководителя правительства не удастся выполнить в ближайшие несколько лет — это по заверению главы Сбербанка Германа Грефа. Скептически настроенные эксперты склонны считать: цель в 6% по кредитам трудновыполнима даже в ближайшую 15-летку. И все из-за высокой инфляции в стране.

Непобедимый дракон

Как только не называют это явление в экономике: и ахиллесовой пятой, и драконом, и инфекцией. Приручить рост цен в стране — задача стратегическая и трудновыполнимая. Достаточно посмотреть на историю обуздания инфляции в России.

На 2004 год Банк России ставил цель снизить темпы инфляции до 8—10%, на деле, по подсчетам Росстата, уровень цен в стране за тот период подрос на 11,7%. На 2005 год главный банк страны определил ограничение прироста потребительских цен на уровне 7,5 — 8,5%. И вновь инфляцию не удалось загнать в заданные рамки — за год цены подросли на 10,9%. В 2006—2008 годах планы по снижению темпов инфляции снова оказались провальными. Так, в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2008 год Центробанк ставил задачу снизить инфляцию до 6—7% из расчета декабрь к декабрю. Из этого же расчета по факту потребительские цены в стране в два раза превысили заданную планку. Это планы, которые провозглашались регулятором в официальном документе, представляемом парламенту каждый год перед утверждением бюджета. Пока победить «дракона инфляции» российским властям удавалось только в бумажных планах.

На этот год также была задана цель по снижению инфляции до уровня 7 — 8,5% в годовом исчислении. По итогам 8 месяцев 2009 года инфляция уже составила 8,1%. По последним оперативным прогнозам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, к концу года российские цены должны уложиться «с запасом» в 11,6% роста.

Горькое лекарство

Похоже, на этот раз терпение властей на исходе. Не поддающуюся управлению инфляцию пообещали загнать в жесткие рамки, перейдя к политике инфляционного таргетирования — термин, который перешел из официальных документов Банка России в речь президента и министров. Термин, который означает определение цели по уровню инфляции. Проще говоря, такая политика предполагает: сказали «инфляция 9% в год», так и должно выйти.

Все достижимо, но только антиинфляционное лекарство может оказаться слишком горьким для российской экономики. Дело в том, что приоритет цели инфляции означает, что Центробанк откажется от вмешательства в регулирование курса рубля. То есть нас ждут постоянные падения и взлеты национальной валюты, неконтролируемые государством. Во-вторых, борьба с инфляцией ставит под сомнение планы по достижению высоких темпов роста экономики. Снизится рост цен в стране, станут доступнее кредиты — это сразу отразится на снижении показателя прироста ВВП. Если борьбу с инфляцией ставить первоочередной целью, банкам стоит позабыть и о скорой помощи в виде дешевых денег от Центробанка, а властям свыкнуться с тем, что государственные расходы нужно урезать в разы. В общем, полный консерватизм во всем и полная свобода рублю во имя инфляции.

Готовы ли власти пойти на это? По заявлениям руководства страны, готовы. Однако стоит заметить, что Центробанк еще в 2005 году заявлял о необходимости перехода к полноценному инфляционному таргетированию. По истечении почти пяти лет заявления так и остались на бумаге. Помешал выполнению плана надвинувшийся кризис, который вынудил Центробанк спасать отечественный рубль и банковскую систему, приводя в жертву низкие темпы инфляции.

Борьба с «ахиллесовой пятой» посредством инфляционного таргетирования, помимо экономических жертв, сулит и немало благ. Помимо достижимости низких ставок по кредитам, например в 6% годовых, это и рост инвестиционной привлекательности страны, и повышение доверия к рублю со стороны инвесторов. Такая политика предполагает публичное объявление значений целевого уровня инфляции в стране и повышенную ответственность государственных органов за непревышение указанного уровня.

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути к управлению инфляцией первое препятствие ждет властей уже в четвертом квартале 2009 года — это соблазн выделения излишней денежной помощи из госказны. Финансирование антикризисных мероприятий к концу года может привести к переизбытку необеспеченных денег в экономике России. Это, в свою очередь, может спровоцировать новый виток цен. Кроме того, планируемое увеличение налогового бремени в результате отмены ЕСН и предполагаемый рост тарифов породят волну инфляционных ожиданий к началу 2010 года. Все это может уже в январе — феврале следующего года в очередной раз перечеркнуть все планы властей по уровню инфляции.