Студентов учат на современном оборудовании.Студентов учат на современном оборудовании.

С любовью, взглядом,

полным теплоты,

В педколледже Амурском

Вас встречают.

Наш храм наук навек

объединяют

И юности, и мудрости

черты.

М. Моисеенкова.

Накануне Дня учителя, который в моей семье отмечается постоянно — как семейная традиция (бабушка была учительницей, мама до сих пор преподает в вузе), я как депутат Законодательного собрания Амурской области решил поинтересоваться, как живет это самое большое по численности студентов и преподавателей и самое молодое областное образовательное учреждение. Ведь в 2006 году при объединении трех колледжей в один было много противоречивых мнений. Давайте посмотрим на те изменения, которые произошли за три с лишним года. Сохранены ли традиции, накопленные прежними коллективами, а их история насчитывает более 100 лет, внедряются ли современные подходы к организации подготовки будущих педагогов нашей области?

Главное — саморазвитие личности

В колледже обучается более 1800 студентов. А профессиональный уровень педагогического коллектива характеризуется такими цифрами: 80% из числа преподавателей имеют высшую и первую квалификационные категории. Возглавляет колледж доктор психологических наук, четыре педагога стали кандидатами педагогических наук, 6 магистрами педагогики. В настоящее время 6 человек обучаются в магистратуре БГПУ, 7 — аспирантуре. Не случайно данному коллективу в нынешнем учебном году оказано доверие со стороны Министерства образования и науки представлять своих коллег на высшую квалификационную категорию. И еще одна отличительная особенность, которая сразу бросается в глаза: треть коллектива в возрасте до 30 лет. Только в нынешнем году на работу принято 17 молодых специалистов.

В апреле текущего года колледж успешно прошел аккредитацию по всем специальностям, которые существовали ранее, и двум новым, недавно открытым. В заключении экспертной комиссии отмечено, что в учебном заведении созданы условия для выбора каждым студентом своего жизненного пути. В свете этой задачи подготовка будущих специалистов понимается как процесс, направленный на саморазвитие личности. По каждой специальности усилена дополнительная подготовка. Например, для студентов в учебные программы внедрены занятия по коррекционно-развивающей педагогике, иностранному языку (английский, китайский), домашнему и семейному воспитанию, развитию лидерских качеств и творческого потенциала, психологии профессиональной деятельности. Итоги работы государственных аттестационных комиссий в течение этих лет отмечают хорошую теоретическую подготовку выпускников, их умение применять знания при решении профессиональных задач. Так, достаточно назвать несколько фамилий из числа выпускников 2009 года: Антон Копчинский — стипендиат Российского фонда культуры, Снежана Недид — победитель Всероссийского заочного конкурса молодежных авторских проектов, Виктория Никитенко — обладатель диплома первой степени научно-практической конференции студентов ссузов области «Меня ценят в 21-м веке».

77% выпускников идут в сельские школы

Колледж все больше становится «областным». Ушло в прошлое, когда студенты проходили педагогическую практику только в Благовещенске. Сейчас она организована на базе тех школ и детских садов области, где будут работать будущие педагоги после окончания колледжа. И, как результат, по итогам выпуска нынешнего года 77% специалистов трудоустроены в сельские школы и дошкольные учреждения и продолжили учебу в вузах не только области, но и страны: Новосибирской государственной консерватории, Дальневосточной академии искусств, Институте им. Гнесиных, Московской художественной академии, Московском институте им. Сурикова и т. д.

Активное взаимодействие колледжа с Благовещенским педагогическим университетом позволяет его выпускникам уезжать на место работы, уже являясь студентами- заочниками вуза. Проведение совместных научных конференций, мастер-классов с участием профессорско-преподавательского состава педуниверситета дает возможность реализовать образовательные стандарты повышенного уровня, внедрять инновационные технологии в учебно-воспитательный процесс.

Отличительной особенностью амурского колледжа является создание на его базе шести лицейских классов. Здесь обучаются дети из малокомплектных сельских школ по гуманитарному, информационному и эстетическому профилю. Выпускники по окончании лицея получают не только аттестат о среднем (полном) общем образовании, но и возможность перейти на третий курс колледжа по выбранной ими специальности. Лицеисты мотивированы на успешную учебу, в том числе и потому, что получают государственную академическую стипендию наравне со студентами. И, по моим данным, Амурская область в поддержке сельских школьников, выбравших педагогическую профессию, оказалась сегодня единственной в России.

Реабилитация студентов-инвалидов

Однако больше всего меня поразило присутствие детей-инвалидов среди студенческой молодежи, которые, активно передвигаясь на костылях или инвалидных колясках, были заняты общим делом. И если до реорганизации колледжа было организовано обучение подростков с ограниченными возможностями слуха, то сегодня вовлечены в образовательный процесс и открыты группы для обучения лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы и имеющих различные соматические заболевания. Для освоения специальности «Декоративно-прикладное искусство», где обучается данная категория студентов, созданы условия прохождения практики в стенах образовательного учреждения. В учебных классах установлены гончарные круги, а в подвале здания — печь обжига керамических изделий. Для студентов-инвалидов, обучающихся по специальности «Информатика, прикладная информатика», в учебном корпусе и общежитии оборудованы пандусы. Через студентов-волонтеров молодежного центра «Перспектива», членов общественного объединения РСМ активно ведется работа по интеграции их в образовательную среду колледжа, возможность общаться на профессиональном уровне с однокурсниками и преподавателями позволяет обрести интересную востребованную профессию, найти друзей, определиться в дальнейшей жизни.

Администрация колледжа познакомила меня с проектом, который они мечтают реализовать по теме «Формирование системы профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа». Проект интересный, предусматривает еще и работу с лицами, имеющими ограниченные возможности по зрению. Педагогическим коллективом предусмотрены все модули для обучения, психолого-педагогической поддержки, и такая необходимость существует. Я думаю, нам, депутатам, совместно с правительством Амурской области надо оказать поддержку в его реализации, поскольку требуются серьезные материальные вложения на создание базы для обучения таких подростков.

В целом нужно заметить, что колледж надо отнести к социальному учреждению. 90% студентов из малообеспеченных и неполных семей, более 50 человек — студенты-инвалиды, более 200 — студенты-сироты, около 100 из их числа никогда не видели своих родителей. Все они требуют пристального внимания со стороны, прежде всего педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей для повышения их самооценки, выработки навыков саморегуляции, уверенного общения, снятия психологических защит.

Неоценимую помощь в поддержке данной категории студентов оказывает санаторий-профилакторий. Кстати сказать, Амурский педколледж является также единственным в системе российских педколледжей, у которого сохранилась такая база для оздоровления студентов. Там имеются грамотные медицинские работники, прекрасно оборудованный физиотерапевтический кабинет, столовая. Путевки на 21 день студенты колледжа получают бесплатно за счет бюджетного финансирования.

Миссия — подготовка кадров

В связи с демографической ситуацией в области и проведением ЕГЭ я поинтересовался, за счет каких ресурсов руководство и коллектив сумели обеспечить выполнение плана набора студентов по всем специальностям?

Во-первых, за годы реорганизации не был сокращен план набора студентов и преподавательских ставок со стороны учредителя. А профориентационная работа проводится круглогодично. У коллектива налажены тесные деловые связи с органами муниципального образования, учреждениями дополнительного образования, интернатами и детскими-домами области. Выезды творческих коллективов с концертами и выставками, проведение в стенах колледжа областных конкурсов и фестивалей позволили привлечь внимание будущих студентов.

И еще. Я обратил внимание на улучшение состояние материально-технической базы данного учреждения. В учебных корпусах очень чисто и уютно, совершенно по-иному выглядит Большой концертный зал, он сегодня напоминает больше классический, в выставочном зале оформлены работы лучших студентов и преподавателей. Учебные аудитории пополнились новой мебелью и современным компьютерным оборудованием. В общежитиях созданы условия не только для безопасного проживания, но и отдыха студентов. И, как показала практика, все это за счет сметных преобразований по учреждению. Сократился административно-хозяйственный аппарат и перераспределение средств на его содержание, а также упорядочение специальностей, не повторяющих друг друга на отделениях, что позволило сосредоточить и направить финансовые ресурсы на развитие базы.

P. S. На примере педколледжа мне представляется, что процесс интеграции образовательных учреждений начального и среднего образования в области необходим, поскольку позволяет не только модернизировать образовательный процесс, но и рационально использовать бюджетные ассигнования.

У меня появилось огромное желание помочь этому коллективу, как в социальной поддержке студентов, так и в реализации проекта со студентами-инвалидами.

В. Хахин, депутат Законодательного собрания Амурской области.

Вопросы директору

После моего пребывания в колледже я побеседовал с его директором Мариной Григорьевной Селюч.

— С каким настроением коллектив встречает профессиональный праздник и каковы планы в развитии учреждения на перспективу?

— Настроение рабочее. У коллектива много интересных задумок, которые в основном решаемы, поскольку педагоги творческие и работоспособные.

— Ваше отношение к ЕГЭ?

— Такое явление, как ЕГЭ, уже существует, но он не должен быть обязательным, а только как одна из нескольких альтернативных форм, которую выбирает сам аттестующий.

— Ваше отношение к новой системе оплаты труда?

— Отмену ЕТС проговаривали годами. Но ее внедрение пришлось не на лучшие времена. Самое главное — чтобы не пострадали педагоги из-за равнодушного отношения администраторов.

— Ваши научные планы, вы доктор психологических наук?

— Свою миссию вижу в подготовке научных кадров для нашей области, веду работу с аспирантами. Я обязана помочь своим коллегам пройти этот путь, который когда-то осваивала самостоятельно. Сегодня научные школы психологии сосредоточены в центральной части России, и достучаться до них не просто.

Возрастная категория материалов: 18+