Молодой механизатор Александр Гришин — коренной житель Серышева. Его рабочее место в сорока километрах от дома. Каждое утро Александр вместе с отцом и братом садятся на служебный автобус и едут в Белогорский район. Крутить баранку комбайна с раннего утра до поздней ночи им не привыкать — горячая пора уборочной не предполагает ни выходных, ни праздников. Тем более началась долгожданная борьба за сою.

Долгожданная потому, что в здешних краях завершающий клин традиционно приходится на первое октября. В этом году привычные сроки затянулись почти на две недели, и теперь на кону каждый день и даже час. Конечно, касается это только тех, кто действительно хочет заработать.

— Вообще-то я тракторист, но дома работы почти нет. Поэтому, когда поступило предложение сесть за руль комбайна в соседнем районе, раздумывал недолго, — делится Александр. — Мы с женой вынуждены квартиру снимать, а теперь думаем о покупке собственного жилья. Если погода позволит — то кое-чего заработаю.

Окрестности села Чернетчена напоминают механический муравейник. Сверкающие новизной комбайны и камАЗы с прицепами пересекают поле с невиданной скоростью. Механизаторы то и дело переводят взгляд от земли к небу. Здесь не успели забыть трудности недавней уборки зерновых. По признанию работяг, на пшенице приходилось «плавать». Дожди заливали землю с небывалым постоянством.

Порядком помотав нервы, погода, наконец, смилостивилась, выдав целую серию сухих погожих дней. Соя тоже удалась на славу. Вопреки всему.

— Начинали с 15 центнеров на гектар, сейчас вышли на 20, не исключаю, что сорт «луч надежды» и все 30 центнеров даст, — подсчитывает возможные успехи агроном Владимир Печерица. — Масса усилий была вложена. В июне холодно было, поэтому в активный рост соя только в августе пошла. Спасли своевременные мероприятия по внесению удобрений и гербицидов. Все растения отборные — один к одному. Если снег не помешает, усилия не пропадут зря. Кстати, непогода еще и положительную роль сыграла. Мы сильно опасались повторения прошлогодней ситуации с луговым мотыльком. Он перезимовал великолепно, однако холода не дали личинкам возможности развиться, и размножение вредителя сошло на нет.

Белогорский участок ООО «Амурагрокомплекс» активно работает на здешних полях всего второй год. Под соей почти девять тысяч гектаров, еще две тысячи занимала пшеница. Под угодья пошли заросшие бурьяном бывшие владения развалившихся колхозов и совхозов. По словам руководства участка, поднимать целину было непросто. Многие местные механизаторы либо поспивались от безысходности, либо подались на северные вахты. Именно поэтому трудовой коллектив белогорцев дополнили жители Серышевского района.

— Кадровые проблемы во главе угла. Вся техника новая, кому попало не доверишь. Помимо неплохо зарекомендовавших себя китайских «Джон Диров», в этом году получили семь немецких комбайнов «Тукано», — рассказывает управляющий Белогорским участком ООО «Амурагрокомплекс» Олег Рассоха. — Прямо на месте переучивали бывших трактористов на комбайнеров. Людей привлекает стабильная и в общем-то неплохая для сельской местности зарплата. Если на уборке зерновых молодежь еще ходила в помощниках, то к сое многие уже заслужили доверие и смогли добиться самостоятельности.

По признанию рабочих, вопреки сравнительно короткой истории Белогорского отделения средние заработки в период уборочной здесь превышают 20 тысяч рублей в месяц. Деньги выдаются день в день без задержек. За качественную, а также безаварийную работу и другие положительные результаты — надбавки и премии. Особо опытные и ответственные имеют шанс и по 30 тысяч рублей получить.

У 56-летнего комбайнера Александра Борисенко работа непыльная. В комфортабельном «аквариуме» герметичной кабины «Тукано» тепло, сухо и чисто. Руль как в иномарке, под рукой — джойстик переключения режимов работы. Любое отклонение от нормы выдает писк автоматики и предупреждающие надписи на экране монитора бортового компьютера.

— Честно говоря, поначалу страшно было за такую технику ответственность на себя брать, — вспоминает Александр Степанович. — Сейчас с ужасом вспоминаю предыдущие «скворешники», на которых приходилось в старом колхозе работать. Грязный был как черт, с ног валился. Теперь в конце рабочего дня даже руки не болят — руль с гидроусилителем. Я даже отказался от установки магнитофона — душа и так поет.

Среди дополнительных бонусов — вышеупомянутый служебный автобус до соседнего района и бесплатные обеды и ужины. Отвыкшие от вида живых денег и полноценного питания, мужики стараются как могут. На перекус 10—15 минут. Потом снова в поле.

— На первое борщ, на второе макароны с котлетой, на третье кисель, — перечисляет меню Ольга Кабакова, хозяйка мобильной передвижной раздаточной, уместившейся прямо в салоне «ульяновской таблетки». — Сметают все.

Накормив последнего, поварской уазик на всех парах «рвет» в Пригородное. Там главная столовая, где также бесплатно питаются рабочие мастерских и других вспомогательных подразделений. В столовой ожидание погрузки термосов и очередной рейд в поле. На ужин — каша и пирожки. На уборку сои отведено двадцать дней. С учетом небесной нестабильности сроки поджимают. Пока погода позволяет, рабочий день нередко растягивается до половины одиннадцатого ночи.