Урожай зерновых министра порадовал.Урожай зерновых министра порадовал.

— Сергей Игоревич, вас удовлетворили итоги сельскохозяйственного года?

— Мы, конечно, достигли определенных показателей, но это далеко не то, что мы планировали, загадывали. Не могу сказать, что полностью удовлетворен той ситуацией, которая на сегодня сложилась. Мы отстаем по ряду показателей. Да, мы убрали весь объем зерновых, но то, с какими трудностями и потерями этот урожай был получен, говорит о многом. Поэтому об удовлетворенности я говорил бы осторожно. К тому же говорить о каких-то итогах в то время, когда начинает разворачиваться уборка сои, пока рано.

— Что порадовало вас в этом году?

— Порадовал урожай зерновых. Это, наверное, третий показатель за последнее десятилетие по объему. Я бы назвал неплохими те темпы, которые были в начале года взяты: мы в этом году впервые достигли показателя в 400 тысяч гектаров по сое. Практически за весь период реформы с постсоветских времен это один из самых значительных показателей.

Не могу сказать ничего плохого по тем направлениям, которые мы старались развить по личным подсобным хозяйствам. Большая часть запланированных средств освоена. Очень важный проект, которым мы начали заниматься в этом году, — развитие северных территорий. Социальная значимость этого проекта очевидна. На самом деле много и других позитивных показателей, но хочется-то большего.

— Что больше всего беспокоит вас на данный момент?

— Безусловно, уборка сои. Сегодня сводки с полей — как сводки с фронтов.

— Мы в этом году получили небывалый урожай. Куда его девать?

— Если говорить о сое, то проблем здесь нет. Что касается зерна, то проблема с его реализацией стоит во всей России. Минсельхоз напрямую указывает, что кризисы перепроизводства, которые сегодня в регионах есть, должны решаться. Это касается и зерна. А какими-то субвенциями и компенсациями эту проблему не решить — нам нужно развивать внутреннюю переработку, внутреннее животноводство, чтобы этих проблем не вставало. Но сегодня внутри области еще не все ресурсы исчерпаны по зерну, так что я бы не стал говорить, что эта проблема какая-то очень уж острая. Хотя она есть, этого я не отрицаю.

Например, сегодня задолженность бюджетополучателей перед ГУП «Агро» достигает почти миллиарда рублей, а у нас есть внутренний приказ о рекомендуемых ценах, которые даже выше сложившихся на рынке. Это одна из позитивных сторон — возможность рассчитаться со старыми долгами.

— Какие эмоции вы испытываете, глядя на сводку о вспашке зяби?

— Нельзя говорить, что кто-то неправильно себя вел, был неорганизован — каждый год уникален. Смещение начала уборки сои произошло не потому, что что-то не так делали. Изначально был сдвинут срок начала посевной, шли серьезные осадки. Все это сказывается на темпах подготовки залежи и зяби, которые гораздо меньше, чем необходимо по агротехническим нормам и рабочим планам на будущий год, и это серьезная проблема. Сегодня нужно переходить на менее энергозатратные способы подготовки почвы. Это подойдет не для всех районов, но там, где это возможно, нужно делать упор на это.

— Каковы сейчас виды на урожай сои?

— По началу уборки урожай не хуже прошлого года. Это видно даже по первым дням страды. Но я допускаю, что начали убирать с неплохих участков — 12 против 10 в прошлом году — это о чем-то говорит. Но не по всем районам картина одинаковая. В районах ближе к центральной зоне получают от 5 до 8 центнеров с гектара. Это следствие прежде всего погодных условий. Но итоги подводить пока рано. Обычно мы их подводим в ноябре, после уборки сои. Пока это лишь виды на итоги сельскохозяйственного года. Но, так или иначе, мы в этом году вкладывали очень серьезные суммы в сельское хозяйство и надеемся на соответствующую отдачу.