Из-за дефицита средств долгие годы трасса не ремонтируется.Из-за дефицита средств долгие годы трасса не ремонтируется.

Однако из-за дефицита средств долгие годы трасса не ремонтируется, и скоро люди вернутся в те времена, когда до Тыгды нужно было добираться три часа, а не полтора, как сейчас.

Сплошные ямы

На протяжении всего времени, пока существует дорога Зея — Тыгда, возникают то одни, то другие проблемы. Водителям чаще всего приходится делать ночные рейсы, так как большинство поездов приходят на станцию за полночь. И автомобилисты не могут припомнить, когда трасса была в полном порядке, чтобы по ней можно было без опаски проехать. С 1995 года на ремонт дороги средств не поступало, они выделялись только на ее содержание. Вот и получалось: приводили в порядок мосты, но в упадок приходило дорожное полотно. Его латали в одном месте, а в другом появлялись ямы и трещины.

Строительство дороги от Зеи до Тыгды велось около 20 лет. В 1966 году был построен первый мост через Уркан. Дорожное полотно отсыпали за два-три года. Зато укладка асфальтобетонного покрытия затянулась на 15 лет, ее завершили только в 1986 году. При этом срок его эксплуатации составлял не более 15 лет. Поэтому участки, которые были построены раньше, при укладке последних уже требовали капитального ремонта.

— С 1986 по 1995 год на ремонт дороги средства еще поступали, и мы успели на некоторых промежутках сделать второй слой асфальтобетонного покрытия, — говорит генеральный директор ОАО «ДЭП № 201» Валерий Федулов, — и с того времени, вот уже 14 лет, деньги выделяются только на содержание, что, конечно, никогда не улучшит качество полотна. То есть финансируются снегоочистка, скашивание травы, замена установленных дорожных знаков, покраска барьерных сооружений, очистка от грязи. По СНИПу ямочный ремонт должен проводиться на площади не более 50 квадратных метров, а нам приходится латать сплошные ямы.

В этом году дорожникам пришлось небольшими участками снимать асфальт, так как началось вспучивание грунта. Вообще-то, по мнению специалистов, в этих местах нужно менять земляное полотно. Но пока работы свелись к тому, что асфальтобетон убрали и засыпали разрушенное покрытие щебнем, чтобы обезопасить дорожное движение. Ведь более масштабные работы без финансирования провести нельзя.

Ремонта ждут и мосты

В Амурской области Зея — единственный город, от которого железнодорожная станция находится на таком огромном расстоянии. В этом году в областном бюджете на содержание всех дорог было заложено порядка 350 миллионов рублей. 23,5 миллиона направлены на поддержание дорог Тыгда — Зея — Магдагачи, до Поляковского и Сиана. Однако, по самым скромным подсчетам, чтобы провести качественный ремонт дороги до Тыгды, нужно вложить около 1,2 миллиарда рублей. Но в проекте бюджета на следующий год на все дороги области планируют потратить всего 1,9 миллиарда.

— У нас не только дорога, но и большинство мостов в аварийном состоянии. Единственный мост через Мокчу, который был законсервирован пять лет, нынче достраивают подрядчики из благовещенского мостоотряда № 64. Капитального ремонта требуют мост через Уркан и еще два переезда через реки. Средства, которые были выделены на этот год, мы освоили: провели ямочный ремонт с покрытием асфальтобетоном. Сейчас придется часть ям заполнять песчано-гравийной смесью, чтобы войти в зиму и ездить по ровной дороге, — отмечает Валерий Алексеевич.

Из областной — в федеральную

Уже не первый год многие чиновники поднимают тему по передаче дороги Зея —Тыгда из областной в федеральную собственность. Для этого в первую очередь ее надо привести в нормативное состояние, а денег на это нет. И по существующим правилам дороги федерального значения должны прокладываться к областным центрам, пограничным населенным пунктам и объектам стратегического значения. Сюда вроде бы можно было привязать Зейскую ГЭС. Но так как гидростанция входит в состав акционерного общества с частным капиталом и частично государственным, то ее все-таки пытаются рассматривать не как объект федерального значения.

— Надо над этим работать, — уверен Валерий Федулов, — здесь необходимо участие депутатов Законодательного собрания, губернатора области, руководителей города и района. Сейчас выделяются целевые средства на подъезды к федеральной дороге, которая построена в Амурской области. Такой подъезд сделан к Магдагачам, Ушумуну, будет проложен к Свободному. Есть, правда, ограничения: подъезд должен быть не более 9 километров. Но даже если к Тыгде сделать 9-километровую асфальтовую дорогу, это тоже наши интересы. Во всех правилах существуют исключения, и надо, чтобы вариант подъезда к Зее тоже рассматривался. Или добиваться централизованного финансирования.

— В июне в Зею приезжал губернатор, и мы поднимали вопрос о тыгдинской дороге, — говорит первый замглавы города Андрей Сухомесов. — Администрация направила документы в минстрой области о том, чтобы дорогу Зея — Тыгда передать в федеральную собственность. Есть еще одна проблема: мост через Зею находится в сложном состоянии, его необходимо ремонтировать. Эти вопросы не решатся за один год, но, по словам главы минэкономразвития области Марины Дедюшко, на следующий год на содержание наших дорог может быть выделено около 108 миллионов рублей. Сейчас Покровка и Пионер помогают в ремонте дороги, но этого недостаточно. Получить целевые деньги тоже практически невозможно. А губернатор, проехав на автомобиле от Покровского рудника до Зеи, сказал, что дорога плохая и ее надо ремонтировать. Поэтому есть надежда, что все изменится.

Пока же дорожно-эксплуатационному предприятию пообещали, что в следующем году выделят средства на ремонт пяти-шести километров дороги Зея — Тыгда. Этого, конечно, мало, и если денег не будет, через год-другой Амурупрадору придется рассматривать вопрос о переводе дороги в низшую категорию — без асфальтового покрытия. А все к тому и идет. При освоении рудника Пионер большегрузные машины шли потоком на Покровку, сейчас ускоренными темпами в город завозится уголь на автомобилях повышенной грузоподъемности. Никто не спорит, что надо добывать руду, доставлять уголь. Но ведь страдает население: ежедневно в Зею и обратно ездят сотни людей, и трястись на ухабах два часа — чувство не из приятных. Неужели слова классика о том, что главная российская беда — это дороги, будет оставаться актуальной из века в век? Или, чтобы что-то построить, надо развалить до основания то, что есть? Тогда до развала тыгдинской дороги осталось совсем чуть-чуть.