Павел Штейн: «Бизнесмены тянули одеяло на себя»

Павел Штейн, глава Бурейского района, депутат 2-го созыва (1997—2001 годы):

— Я был только во втором созыве, поскольку новый закон запретил выборным должностным лицам муниципальных органов власти избираться депутатами. И это была хорошая возможность эффективно отстаивать интересы местного самоуправления. Депутатский корпус 1997—2001 годов был достаточно серьезным. Его представляли не только бюджетники, но и крупные бизнесмены: Юрий Бобылев, Александр Саргунов, Галина Буслова, Виктор Венедиктов. Я — единственный глава муниципального образования, и делал акцент на решении социальных проблем. Когда мы спорили о бюджете, предприниматели «тянули одеяло» на себя, а я отмечал, что больная и глупая страна никогда не добьется экономического роста, не будет занимать передовые позиции в мировой экономике, а посему мы должны уделять большое внимание здравоохранению, образованию, культуре.

Мне было непросто: каждое собрание заканчивалось моими острыми стычками и с министерством финансов, и с губернатором. С другой стороны, в парламентской работе не должно быть единомыслия. И очень плохо, если оно есть. Тогда законы принимаются без глубокого обсуждения, без критического анализа, и это нам вредит.

К сожалению, большинство принятых нами тогда законов уже через два-три года утратили силу либо были переименованы после вступления ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ». Но в свое время был принят неплохой закон «Об основах местного самоуправления в Амурской области», ряд отраслевых законов. Например, мы пытались регулировать вопросы торговли — работу магазинов, которые находятся в жилых домах и торгуют алкогольными напитками. Но прокуратура опротестовала его, поскольку он ограничивал торговлю.

Хотя были и необдуманные шаги, как впоследствии показало время. С помощью нашего областного Совета, который дал гарантию Галине Бусловой на получение кредита и выкупа акций «Амуравиа», была практически уничтожена амурская авиация. Должен с горечью признаться, что тоже голосовал за это решение, искренне веря, что так будет лучше.

Другой наш промах — не смогли сохранить региональный банк. Когда ликвидировался Внешторгбанк, можно было отдать освободившуюся лицензию Амурпромстройбанку, и он бы стал сильным региональным банком. Но вместо этого был создан другой банк — которого сейчас уже нет. Но в целом от депутатской работы — в Совете Федерации и в областном Совете — у меня нет разочарования. Каких-то ЧП в нашем созыве не было. Случалось, не хватало кворума, но это были единичные случаи.

Олег Турков: «Мы подняли статус облсовета»

Олег Турков, заместитель генерального директора ОАО «Покровский рудник», депутат 3-го созыва (2001—2005 годы) и председатель областного Совета 4-го созыва (2005 — 11.12.2007 годы):

— Третий созыв для меня был всем новым: из коммерческой работы и педагогической деятельности я окунулся в законотворчество — в 2001 году стал заместителем председателя областного Совета народных депутатов. Это был круг соответствующих обязанностей, закрепленных уставом, регламентом, а также каждодневная работа с избирателями, законами, органами местного самоуправления.

На тот момент в Амурской области усиливалось функционирование местного самоуправления, создавались законы, которые развивали ипотечное кредитование, программы, обеспечивающие жильем молодые семьи, велась серьезная работа по поддержке сельского хозяйства. Это был определенный этап развития нашего региона.

Мы подняли статус законодательного органа на один уровень с исполнительной властью, как и написано в Конституции. Жизнь кипела, мы выстроили отношения со всеми структурами. К нам постоянно обращались жители, мы выходили с обращениями в органы исполнительной власти, сами инициировали законы, вносили поправки, отклоняли законы, если они были неудобны населению. Срывов заседаний не было — была атмосфера конструктивного диалога различных партий, фракций и мнений. Прислушивались к тому, что было рационально и шло во благо области.

Если говорить сугубо о законотворческой деятельности, то мы всячески старались развивать и исполнять закон о наказах избирателей, но сейчас он не работает. Далее — закон о квотировании рабочих мест для инвалидов и других категорий граждан. Старались выделять средства на программы обеспечения жильем молодых семей, развитие физкультуры и спорта — все то, что создает здоровое население. А раздавать деньги по рублю на социальные пособия, я считаю, утопия — это не приведет ни к чему хорошему.

Четвертый созыв стал для меня качественно новым уровнем ответственности — я возглавил областной Совет. Но было сложно еще и потому, что шел период активного устранения Леонида Короткова как губернатора. И потом каждодневная борьба, трата нервов, сил с губернатором Николаем Колесовым, чтобы отстоять все то, что было создано в Амурской области. Самое большое мое разочарование — то, что мы пошли на поводу у губернатора Колесова и проголосовали за самороспуск. Я уверен, что многие до сих пор жалеют об этом.

Соратник по 4-му созыву — заместитель генерального директора УК «Петропавловск» Андрей Лущей — среди тех, кто был против ликвидации облсовета.

— Честно сказать, все мои впечатления о депутатской работе были испорчены последним заседанием областного Совета, когда большинство депутатов проголосовало за самороспуск. Поэтому у меня остался скорее негатив, чем позитив. Законодательное Собрание очень часто принимало те законы, которые были не нужны — особенно в последний год работы, когда губернатором был Николай Колесов. Например, та же отмена льгот ветеранам. А я всегда считал, что бюджет Амурской области на 90% должен быть социальным. Нам нужны законы, развивающие здравоохранение и образование.

Наталья Копылова: «Будущее — за молодежью»

Депутат 5-го созыва Наталья Копылова в свои 27 лет — один из самых молодых народных избранников в истории амурского парламентаризма.

— Депутатская работа — дело достаточно сложное, — признается Наталья, — поскольку включает и прямое общение с людьми на приемах. Люди приходят и рассказывают о своих проблемах, бедах, а услышанное ты волей-неволей пропускаешь через себя. Зато потом, когда удается помочь, получаешь невероятное удовлетворение. Этот момент из самых положительных и самых ценных — ты действительно понимаешь, что можешь помочь людям.

Говорят, что корочки дают нам особые привилегии. Но за полтора года работы депутатом Заксобрания я не пользовалась ими, наоборот, политика — это большая ответственность. Ведь за каждым нашим решением стоит человеческая судьба, очень часто затрагиваются материальные интересы жителей области.

Я оптимист по натуре, и у меня еще два года, думаю, за это время мы многое сможем сделать. И то, что у «Единой России» такая многочисленная фракция, нам, конечно же, помогает. Мы чувствуем свою силу и можем консолидировано решать проблемы.

Кстати, в Заксобрании области нас трое, кому еще нет 30 лет. Опытные коллеги всегда подбадривают: «Не стесняйтесь, спрашивайте!» Нет такого, чтобы кто-то махнул рукой. И свидетельство того, что молодежи уделяют большое внимание, то, что я являюсь заместителем руководителям фракции «ЕР».

Возрастная категория материалов: 18+