Александр Погребенный знает,  когда его жизнь станет лучше.Александр Погребенный знает, когда его жизнь станет лучше.

Подъезжая к селу, сразу обращаешь внимание на, можно сказать, руины с десятка кирпичных зданий. Это останки некогда градообразующего предприятия Семидомки — колхоза «Знамя Ленина». Со слов очевидца тех времен Виктора Миронова, до 11 октября возглавлявшего местный сельсовет, семидомское хозяйство конца 80-х годов — это 3000 свиней, 1900 голов крупного рогатого скота, в том числе 450 дойных коров, плюс порядка 5000 гектаров пашни. Колхоз ходил в крепких середняках, а зачастую пробивался на верхние строчки районной табели о рангах.

С кончиной Советского Союза и началом известных преобразований до того прибыльное предприятие как-то сразу залихорадило, а со вступлением в 1994 году в силу ельцинского указа о деколлективизации и вовсе задышало на ладан.

Не хватает работы

На последних выборах в списки избирателей было внесено 313 фамилий, среди них 70 пенсионеров. При этом постоянную работу в Семидомке имеют немногим более 60 человек, то есть лишь каждый четвертый житель села трудоспособного возраста. Основной работодатель — частная сельскохозяйственная фирма, являющаяся чем-то вроде правопреемника колхоза: в ней трудятся два с половиной десятка селян.

Отсутствие градообразующего предприятия негативно сказалось и на других социальных показателях. Количество подворий в Семидомке уменьшилось со 172 до 148, жителей — с 680 человек до 576. Смертность продолжает оставаться выше рождаемости. В 2008 году отошли в мир иной три семидомца, а новорожденных всего двое. Правда, в 2009-м ситуация пока обнадеживающая: за девять месяцев родился один ребенок, факт смерти зарегистрирован не был.

Вдвое малолюднее стало в Семидомской неполной средней школе. 20 лет назад в ней учились более 80 детей, в этом учебном году за парты сели 40, среди них четыре ученика первого класса. В 2010-м первоклашек не будет вовсе. Учителей в школе полный комплект — все с колоссальным педагогическим стажем. В свое время молодым выпускникам пединститута предоставили хорошее жилье, и они дружно осели в Семидомке.

Кормит подворье

На краю села стоит небольшое здание из красного кирпича. Оконные и дверные проемы зияют пустотой, а на крыше непроходимые заросли полыни и конопли. Когда-то в нем находилась баня. Ее сдали в эксплуатацию в 1994-м, но после развала колхоза возникли трудности с ее содержанием. Сельсовету она оказалась не по карману, поэтому спустя четыре года после торжественного открытия баню закрыли. Сейчас от нее остались лишь кирпичные стены. Кстати, на сегодняшний день «оазисы чистоты и здоровья» не засохли всего в пяти из 15 поселений Константиновского района. Правильно утверждает народная мудрость про то, что во всяком худе не без добра. После кончины общественного помывочного центра селяне принялись за возведение своих бань. Если в конце 80-х они имелись всего в двух подворьях, то сейчас более чем в 40.

Вот уже полтора десятилетия большинство селян живут, как и их далекие предки, за счет подсобного хозяйства. Оно кормит, поит, одевает и обувает. На сегодняшний день семидомцы держат 286 голов крупного рогатого скота (в 1987 году — 260), в среднем по две головы на подворье, 22 семьи имеют три и более дойных коров. Приближается к сотне численность семидомской конницы. Во многих дворах есть свиньи и поросята, практически во всех — курочки и уточки. Плюс огородные сотки. Те, кто не находится на винно-водочной диете, трудолюбивы, здоровы и живут в Семидомке достаточно хорошо. Одно из подтверждений тому — 42 автомашины на 148 подворий. Для селян, занимающихся подсобным хозяйством, машина не роскошь, а первая необходимость и незаменимый помощник. Последнюю рубаху продай, но автомобиль, хоть плохонький, купи.

Скорее бы в пенсионеры

И все-таки семей, которые имеют авто и бани, в селе меньшинство — около одной трети. Большое семейство Погребенных корреспондент «АП» застал на копке картофеля в огороде. Его глава — Александр, как родился в Семидомке 58 лет назад, так и живет в ней по сей день. Всю жизнь проработал механизатором, но уже два года вкалывает только на своем подворье.

— А зачем нужна такая работа, за которую деньги не платят? — возмущается Александр Иванович. — Зять девять месяцев зарплату не получает. Дочка полтора года назад родила, а пособие по рождению ребенка до сих пор ей не выдали.

— На что живете?

— На пенсию супруги в размере 3900 рублей. Есть поросенок. Была корова, но на днях мы ее продали. С кормами трудно, да и уголь на зиму не на что было купить. С огорода кормимся. В этом году только капуста, свекла и морковка хорошо уродились. Картошка сами видите какая. Чуть не забыл: еще мне причитается в год четыре с половиной центнера пшеницы за мой земельный пай, который достался после развала колхоза.

— Верите, что жизнь селян изменится к лучшему?

— Про всех не могу сказать, а моя точно станет лучше. И даже время назову — через полтора года, когда мне начнут платить пенсию.

Все объекты соцкультбыта, за исключением бани, удалось сохранить. Есть врачебная амбулатория, в которой оказывается первичная медицинская помощь. Сохранены детский сад и Дом культуры. Шесть раз в неделю работает отделение связи. Правда, почту туда доставляют вдвое реже. Семидомцы выписывают 123 экземпляра газет и журналов. Подписка с каждым годом продолжает падать.

То, что эпицентр культурной жизни и досуга селян переживает не лучшие времена, видно уже по его фасадам, давно не нюхавшим краски и известки. Внутренний интерьер здания выглядит еще плачевнее. Обшарпанные в трещинах стены, прогнувшиеся пропеллером потолки. Даже после далеко не ливневых дождей протекает крыша, и не в одном месте.

ДК давным-давно требует основательного ремонта, однако средств на его производство из года в год не находится. Впрочем, о каком капремонте может идти речь, если у сельсовета нет денег даже на содержание здания. Для этого необходимо в год около 800 тысяч рублей, что примерно в восемь раз больше, чем вся доходная часть бюджета села.

Несмотря на неприглядный вид снаружи и изнутри, народная тропа к Дому культуры не зарастает. Работают библиотека, кружки хорового пения и вязания. На втором этаже тренируются гиревики. Это гордость села, благодаря тренеру Мустафе Гаджиханову, Семидомку впору заносить в какую-нибудь книгу рекордов. Наверное, даже российского масштаба. За шесть последних лет три семидомца стали мастерами спорта, еще десять — кандидатами в мастера спорта. Не счесть числа наград, завоеванных селянами на чемпионатах Благовещенска, областных первенствах и спартакиадах. Таким достижениям позавидуют даже многие спортшколы, причем не только райцентровские, но и городские.

Возрастная категория материалов: 18+