— Мне порекомендовали принять жаропонижающее и перезвонить на станцию через час, — вспоминает Полина. — Бригаду обещали выслать, только если температура не снизится. Через час лекарство подействовало, температура снизилась до 38,5. Мама перезвонила на «скорую», рассказала об этом, и ей посоветовали дождаться утра и вызвать участкового терапевта.

Учащаяся одного из техникумов поведала «АП» о том, как вызывала врачей в студенческое общежитие. У нее также держалась температура 38,4, парацетамолом сбить ниже не получалось. По словам девушки, бригада приехала только через четыре часа, и врачи также посоветовали ей утром отправиться в поликлинику, правда укол все-таки поставили.

Как быть, если вирус бьет по самому больному, хватает ли врачей, к кому и в каких случаях они все-таки будут приезжать? Эти вопросы тревожат сегодня многих благовещенцев: в период роста инфекции ряды заболевших может пополнить любой из нас.

В надежде прояснить ситуацию мы отправились на станцию скорой помощи, где оказалось непривычно пусто. В просторном холле ни одной бригады, ожидающей очередного вызова, — все разъехались по адресам. Работа кипит только в диспетчерской — жалобы на плохое самочувствие от горожан по-прежнему поступают чуть ли не ежеминутно.

— В период увеличения заболеваемости ОРВИ нашим врачам приходится нести двойную нагрузку, — констатирует главный врач станции скорой помощи Игорь Никишов. — Если обычно в сутки дежурят 17—18 бригад, то сейчас их количество увеличено до 21. Интенсивность обращений от населения тоже возросла: с 200 до 480 в сутки, в среднем. В большинстве случаев мы успеваем обслужить все принятые вызовы. Исключением, пожалуй, стала прошлая неделя. По нашим наблюдениям, именно на нее пришелся пик заболеваемости: только за прошлое воскресенье к нам обратились более 550 человек. Работая на пределе, наши врачи выехали на 480 вызовов, большое количество обращений переданы для обслуживания в поликлиники города. Разумеется, часть пациентов получили помощь с задержкой на несколько часов. За прошедшие же сутки средняя задержка составила до 1,5—2 часов.

Чтобы справиться со шквалом обращений, диспетчеру приходится проделывать непростую работу. Главное — адекватно оценить серьезность жалоб звонящего и установить приоритетность принимаемых вызовов. Так, по словам Игоря Никишова, согласно правилам работы «скорой», первым делом бригады будут направлены к детям, к людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, на ДТП. Остальным придется подождать: состояния, требующие экстренного вмешательства врача, и недомогание, которое может немного потерпеть — разные вещи. Человек же, заболевая ОРВИ или гриппом, порой склонен преувеличивать симптомы вирусной инфекции и нередко, почувствовав себя плохо, начинает попросту паниковать.

— К нам часто обращаются люди, которые утверждают, что им так плохо, что они вот-вот умрут, — рассказывает Игорь Викторович. — Когда диспетчер начинает выяснять подробности, оказывается, что у человека всего лишь субфебрильная температура, слабость, вызванная естественной интоксикацией, которую дает вирус, никаких других проявлений болезни нет. Разумеется, мы стараемся убедить принять меры самостоятельно: выпить жаропонижающее и срочно обратиться в поликлинику, особенно если дело происходит в течение рабочего дня. С ночными вызовами гораздо сложнее: переадресовать больного некуда, поэтому «скорая» обязана приехать к любому, кто настаивает на ее приезде, — на то мы и называемся «скорая помощь».

Кстати, получить скорую помощь можно еще до приезда бригады на дом, уверяют на станции. В ряде случаев диспетчер может соединить звонящего со старшим врачом смены, который даст рекомендации по поводу первой помощи больному до того, как появится машина с красным крестом.

Равнение на маски

Тем, кто не желает заразиться ОРВИ, врачи рекомендуют пользоваться медицинскими масками. Масочный режим уже введен не только в больницах, поликлиниках и аптечных сетях, но и в торговых центрах — маски надели продавцы Амурской ярмарки и «Меги». А также в некоторых организациях, работникам которых ежедневно приходится принимать посетителей.

— Наше руководство настоятельно рекомендовало всем носить маски, — рассказала «АП» работник одного из госучреждений. — Кроме того, на планерке было озвучено, что всех чихающих и кашляющих будут в принудительном порядке отправлять на больничный.

В аптечных сетях областного центра также отмечается повышенный спрос на маски: в большинстве торговых точек товар приходится «ловить». Работники аптек уверяют, что нужды закупать маски оптовыми партиями нет — эта продукция не исчезнет с прилавков, сколько бы ни продолжалась вспышка ОРВИ. Однако, изучая масочный рынок, мы обнаружили, что средства индивидуальной защиты уже несколько дней нет в аптечной сети «Амурфармация», а в одной из аптек «Будь здоров» нашего корреспондента удивили, предложив купить одноразовую маску за 14,5 рубля, тогда как обычная маска стоит около трех рублей.

Как оказалось, маски, доступные покупателям, бывают разных видов и разного качества, поэтому всегда стоит уточнять, какая именно продукция вас интересует.

— В нашем ассортименте есть одноразовые маски по цене до 20 рублей, — рассказали «АП» в справочной службе «Будь здоров». — Они отличаются тем, что сделаны из высокотехнологичных материалов импортными производителями. Считается, что они более комфортные в носке, более прочные. Пугаться не стоит: на стандартные маски цены никто не повышал, они по-прежнему стоят от трех до пяти рублей.

Существенно вырос спрос, по словам работников аптек, и на противовирусные препараты.

— Арбидол, гриппферон, ремантадин горожане просто поедают, — призналась работник одной из аптек сети «Семейная». — Продаем этих препаратов раза в полтора-два больше, чем обычно. Но пока ни перебоев с лекарствами, ни серьезного повышения цен на них у нас не было. Как будет дальше, неизвестно.

Сильнее, чем грипп?

Напомним, со вчерашнего дня в городе действует постановление о введении ограничительных мероприятий в эпидсезон 2009—2010 года, подписанное руководителем амурского управления Роспотребнадзора, и в большинстве вузов и ссузов города начались внеплановые каникулы.

Из всех высших учебных заведений занятия продолжаются только в АГМА. Как пояснили «АП» в приемной ректората вуза, руководство считает превышение эпидпорога в заведении не настолько существенным, чтобы прерывать учебный процесс (здесь болеет 11% студентов), и, скорее всего, до конца ноября ни о каких ограничительных мероприятиях речь вестись не будет.

Между тем, по словам работников Роспотребнадзора, несмотря на то что сезонный всплеск ОРВИ в этом году более существенный, чем в предыдущих, и что сама инфекция протекает у заболевших достаточно остро, речь идет не о гриппе, а других возбудителях. Это доказано вирусологическими пробами, которые берутся у всех тяжело болеющих пациентов.

— Пробы на грипп, как обычный, так и патогенный, дают отрицательный результат, — отмечает заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Амурской области Надежда Жукова. — Выделяются обычные возбудители ОРВИ, такие, как ротавирусы, аденовирусы, парагрипп. При этом, какой именно возбудитель вовлекает в эпидпроцесс такое большое количество людей, еще не установлено. Ясно лишь, что он принадлежит именно к группе возбудителей ОРВИ.

Между тем жители соседних регионов уже вовсю болеют свиным гриппом. Серьезная ситуация с заболеваемостью в Забайкалье: в Читинской области от недуга скончались две женщины. Вчера стало известно о заражении около 60 воспитанников школы-интерната одного из поселений Хабаровского края, при этом общее количество «свиных» жертв здесь уже более сотни. Сахалин и Якутия также переживают нашествие свиного гриппа. В Приамурье же пока официально подтвержден лишь единичный случай обычного сезонного гриппа у школьницы из Магдагачинского района. Заболеваемость ОРВИ в Приамурье превышает эпидпорог на 21%.

Возрастная категория материалов: 18+