Актуальности этой проблеме добавляет то, что на ней многие сегодня спекулируют. В частности, в целях борьбы с птичьим гриппом разрешен дополнительный отстрел диких птиц, местами превратившийся в настоящую войну против пернатых. Между тем эти варварские меры необязательны, если держать ситуацию с заболеваниями птиц под контролем. Для этого есть научные методы.

Участникам семинара в ДальГАУ продемонстрировали передвижную ветеринарную лабораторию, которую привезли из Болоньского заповедника (Хабаровский край). Высокотехнологичное оборудование, размещенное в нескольких чемоданах, просто неоценимо, когда нужно провести быструю диагностику проблем в дикой фауне. Оно позволяет выявить многие инфекции в организме птицы, а также провести диагностику на уровне ДНК и получить информацию о любых отклонениях — от наличия раковых клеток до простейших бактерий-паразитов.

— Пока работаем только на себя, с научными целями, — рассказывает Маргарита Кочерга, сотрудник Болоньского заповедника. — В нашем заповеднике 26 видов редких птиц. Мы провели мониторинг дальневосточного аиста и орлана-белохвоста, можем с уверенностью сказать, что среди диких птиц очень малый процент здоровых. Условно больные гибнут в первый год жизни, шанс выжить для условно здоровых тоже сокращается. Работаем и по заявкам — к нам обращались Хинганский заповедник и Муравьевский парк, мы у них тоже проводили исследование по состоянию здоровья природных птиц.

К сожалению, в Амурской области такой лаборатории нет. И ситуация, когда в лесу или даже в городе люди находят больную или мертвую птицу и никто не знает, куда ее нести и кто проанализирует, насколько опасно ее заболевание, возникала неоднократно. Именно с такой ситуацией столкнулись год назад сотрудники Муравьевского природного парка, где были обнаружены два погибших журавля.

— Мы долго пытались сдать куда-либо на анализы биоматериал, но от нас все открещивались либо требовали денег, — говорит президент Муравьевского парка Сергей Смиренский. — Поэтому встал вопрос о создании регионального центра мониторинга диких птиц и животных, например, на базе аграрного университета. Это не просто пожелания наше или ученых ДальГАУ. Это вопросы, от которых зависит здоровье не только птиц, но и людей.

Опытом, как эта проблема решается в США, поделился профессор Бэрри Хартап, главный ветврач Международного фонда охраны журавлей. В США проекты по исследованию заболеваний диких птиц финансируются федеральным правительством.

— Но денег требуется гораздо больше, — говорит Бэрри Хартап, — потому что исследование проводилось во всех штатах, и в нем было занято много сотрудников. Поэтому финансово подключились люди, которые поняли важность проблемы. В США деньги на мероприятия, поддерживающие популяции диких птиц, особенно редких видов, идут и от лицензий, которые выдают охотникам. Например, в штате Висконсин много охотников, и они, помимо лицензий, делают добровольные взносы для поддержки обилия видов.

Семинар завершился в Муравьевском парке, где Бэрри Хартап продемонстрировал методику сбора и анализа образцов от диких птиц в природе.