Кризис ударил  по строителям не хуже 
отбойного молотка.Кризис ударил по строителям не хуже отбойного молотка.

Но большую часть претендентов пустили по второму бюрократическому кругу оформления справок. Лишь единицы-счастливчики регистрируются с первого раза. Приобретение статуса СРО некоммерческими партнерствами области жизненно важно для строительной сферы Приамурья. От этого напрямую зависит, оживет ли она с первого января 2010 года или окажется в простое.

Напомним, с первого января 2010 года аннулируются все лицензии на любые строительные работы, их роль возьмут на себя допуски на ведение этих самых работ, выданные строительными саморегулируемыми организациями. Для получения статуса СРО организация должна заполучить не менее ста членов, чтобы размер ее фонда составил не менее 30 миллионов рублей.

— Моя компания работает в Благовещенске — делает ремонт, ставит сантехнику, окна. У меня работают чуть более десяти человек, и мне негде взять 300 тысяч рублей, — возмущается Алексей, директор одной из фирм-малышей, которым не по карману оказывается разовый взнос в компенсационный фонд будущей саморегулируемой организации. — Я регулярно плачу зарплату и налоги, а с первого января следующего года пойду по миру вместе со всем своим штатом.

Амурский предприниматель переживает не на пустом месте, ведь в следующем году ни один кирпич на территории области не ляжет в основание дома без разрешения, выданного СРО. Пока ни одно из двух амурских некоммерческих партнерств (НП) строителей («Объединение строителей Приамурья» и «Союз строителей Амурской области») не получило статуса СРО. Но обе организации «перешагнули» минимальный размер компенсационного фонда в 30 миллионов рублей и направили пакеты документов в Ростехнадзор. В НП области надеются получить свидетельства о регистрации в ближайшее время.

— Мы должны получить статус с тем, чтобы полноправно участвовать во всероссийской ассамблее СРО, которая пройдет в Санкт-Петербурге в ноябре. Там планируется обсудить и регламентировать единые стандарты работы саморегулируемых организаций, — отмечает президент Союза строителей Амурской области Александр Синьков.

Мал, да не удал

В НП вступили в общей сложности уже около 300 амурских компаний. Но десятки мелких фирм остались за бортом. В объединениях, готовящихся получить статус СРО, на этот немаловажный вопрос смотрят по-разному.

— Я вижу только один выход — объединение. Они должны объединяться в одну организацию, вступать в СРО и получать допуски, а потом работать самостоятельно внутри этой фирмы, — говорит председатель правления «Объединение строителей Приамурья» Владимир Алифиренко.

А в Союзе строителей области считают, что в силах помочь таким компаниям. «К нам же обратились несколько десятков фирм, у которых не хватало своих средств на взнос. Мы рассмотрели эти заявки на нашем совете и оказали помощь — члены НП дали средства в кредит с рассрочкой до нового года», — рассказал президент «Союза строителей Амурской области» Александр Синьков.

Москва деньгам верит

Одной из главных проблем, препятствующих появлению СРО в области, помимо достославной русской инертности, в обоих партнерствах называют нехватку платежеспособных членов. «У нас крупных строительных организаций в регионе хорошо, если два десятка наберется. Для них взнос в 300 тысяч и прочие вступительные и членские взносы не проблема. А остальные собирают деньги по крохам», — комментирует Александр Синьков.

Если даже крупных строительных организаций в области — раз-два и обчелся, то что говорить об изыскательских и проектировочных фирмах.

— Строительные работы по законодательству разделили на собственно строительные, изыскательские и проектировочные. Лучше бы этого не делали, — признали в разговоре с «АП» эксперты. — Строителям нужно набрать сто членов, а для изыскателей и проектировщиков норма в 50 членов и взнос в компенсационный фонд — 150 тысяч. При этом и 50 такого рода организаций в Приамурье не наберется. Наши проектировщики и изыскатели вынуждены вступать в СРО других регионов. У них просто нет выбора.

— В области две крупные проектировочные организации, а шарашек штук 20, так что объединяться не с кем, — рассказал директор ОАО «Благовещенскпроект» Анатолий Усов. — Поэтому мы еще летом подали документы в хабаровскую организацию.

Правда, «налево» уходят не только малочисленные проектировочные и изыскательские, но и некоторые строительные организации. Есть среди них и такие, которые уже получили допуски на ведение работ.

— Мы еще в марте подали документы на вступление в московское НП «Альянс строителей», которое имеет статус СРО. Дело в том, что в области нет еще ни одной саморегулируемой организации. А выдать разрешение на работы некоммерческое партнерство сможет лишь спустя месяц после получения статуса СРО. Этот месяц может обернуться простоем, но мы от этого уже гарантированы — у нас есть допуски на часть работ, и мы продолжаем дозаявляться на дополнительные виды работ, допуски по которым получим в ближайшее время, — обрисовал ситуацию генеральный директор ООО «Интеллектуальные системы» Константин Тетерюков. — Вступительный взнос в московскую организацию не выше аналогичных амурских.

Однако в амурских объединениях строителей уверены, что на чужой стороне перебежчикам «счастья не видать». «Уже сейчас вступительные и членские взносы у них выше, чем у нас, и будут еще повышаться. Да и работать с руководством СРО дистанционно неудобно», — рассуждает глава союза амурских строителей Александр Синьков.

Все под контролем

Многие опасаются, что с отменой лицензирования строительный рынок ждет хаос. По данным инспекции Госстройнадзора по Амурской области, за девять месяцев этого года строительным компаниям выдано 517 предписаний по поводу нарушений на стройплощадках. За это время зарегистрировали 42 административных нарушения, строителям выписано более полутора миллионов рублей штрафов. Основное нарушение — самовольное строительство.

Саморегуляция должна взять под свое крыло деятельность строительных организаций и свести к минимуму число нарушений. Если раньше довольно было, заплатив 15—25 тысяч рублей, получить лицензию на ведение работ на пять лет, то теперь контрольная комиссия ежегодно будет проверять своих членов на предмет соответствия выданным допускам.

— Не зря на получение допуска к работам дается месяц — за это время контрольная комиссия СРО проверит все активы компании, — объясняет директор амурского отделения филиала по ДФО ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Александр Кряжев. — Здесь требования даже жестче, чем при лицензировании: например, если раньше для получения лицензии на определенный вид работ нужен был как минимум один специалист с высшим образованием и не менее чем трехлетним опытом работы, то теперь требуется не менее трех таких специалистов. Следить за работой самой СРО назначен Ростехнадзор, который и регистрирует организации.

Саморегуляция призвана обеспечить качественную работу строительных компаний. Кроме того, СРО очистят рынок от фирм, «строящих» лишь на бумаге.

Исключить компанию из СРО не так-то просто. Это решение могут принять лишь коллегиально, то есть на общем собрании всех членов. Такая демократия, по мнению Александра Синькова, станет преградой любым проявлениям коррупции. Лишить саму организацию статуса СРО может лишь Ростехнадзор. Это в первую очередь может случиться, если членов организации станет меньше ста.

За ценой постоим

Содержание СРО ляжет на плечи ее членов. Помимо компенсационного взноса, они должны заплатить еще и вступительный, и ежемесячные членские. На эти средства и будет содержаться аппарат СРО. Из фонда частично будет оплачен ущерб жертве некачественной работы члена СРО, в случае если сама виновная компания не сможет погасить его в полной мере (за счет страховки).

Но каждая копейка, потраченная на саморегулирование, скорее всего, аукнется покупателям жилья, то есть войдет в стоимость квадратного метра. Это звучит неутешительно при и без того «золотом» амурском «квадрате».

При этом кризис ударил по строителям не хуже отбойного молотка. Из запланированных к вводу в этом году 140 тысяч квадратов в Благовещенске ввели лишь 38 тысяч — чуть более 27 процентов. По словам Александра Синькова, если в прошлом году ипотека составляла 70 процентов от всего вводимого жилья, то в этом — всего один.

Но и это еще не конец — окончательно точки над «i» расставит следующий год. Если этот год амурские строители прожили по инерции, то в 2010 году мы увидим реальные масштабы ущерба, причиненного кризисом строительной отрасли региона. Тогда же станет ясно, чем обернется для строителей примелькавшаяся аббревиатура СРО — благом или адом.

Справка «АП»

Сейчас в России зарегистрирована 51 саморегулируемая организация в строительстве, 38 проектных и пять изыскательских. На Дальнем Востоке строительные СРО есть только на Камчатке и Сахалине.

27 процентов от запланированных объемов строительства ввели в этом году в Благовещенске

1 процент от всего возведенного в этом году жилья построен по ипотеке